ПРЕДВЫБОРНАЯ агрессивность, проявленная блоком "Отечество - Вся Россия" в завоевании в том числе и регионального электората, похоже, всерьез озадачила чиновников центральной исполнительной власти. По сути, сейчас сложилась ситуация, при которой в рядах скрытой оппозиции кремлевским протеже на парламентских выборах оказались целые регионы. Наверное, не случайно последнее время на федеральном уровне всерьез обсуждается вопрос о возможности пересмотра двустороннего договора между Россией и Татарией, который, кстати, противоречит как минимум двум статьям Конституции РФ в части межбюджетных отношений, а также первой части Налогового кодекса РФ. Как стало известно корреспонденту "НГ", на днях подобные предложения были представлены в правительство России.
Напомним, что еще в 1994 г. между РФ и Татарией был подписан двусторонний договор "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" сроком на 5 лет. В марте этого года срок его действия был пролонгирован. Однако последнее время в российских политических кругах всерьез обсуждается вопрос о пересмотре достигнутых договоренностей.
По мнению аналитиков Российского общественно-политического центра (РОПЦ), российско-татарстанский договор является наиболее радикальным вариантом перераспределения полномочий в пользу субъекта Федерации. К примеру, ряд положений Конституции РФ не включен в текст договора - речь идет об обязательстве привести республиканское законодательство в соответствие с федеральным.
Не менее серьезно обстоит дело и с экономическими взаимоотношениями России и Татарии. Так, по договору 1994 г. республика получила беспрецедентные налоговые льготы. В частности, под реализацию федеральных программ в бюджет Татарии были переданы все поступления от акцизов на нефть, газ, спирт, ликероводочную продукцию, а также 50% налога на добавленную стоимость. В 1998 г. кабинет министров республики добился также перераспределения в бюджет Татарии 100% доходов от пользования недр и водных ресурсов, а также ряда других поступлений. Как сообщили корреспонденту "НГ" в Минэкономики РФ со ссылкой на Министерство финансов, в 1998-м - первой половине 1999 г. российский бюджет недополучил из-за этого порядка 4 млрд. 247 млн. руб.
Впрочем, в экономическом смысле вопрос об ограничении татарского суверенитета частично может быть решен уже в ближайшее время - до созыва очередной межправительственной комиссии. Как известно, существенную часть прибыли Татарии составляют доходы от экспорта нефти. На сегодняшний день региональная компания "Татнефть" добывает более 17 млн. тонн сырья, доходы от реализации которых в текущем году составили 7,9 млрд. руб. Однако, по мнению руководства Минтопэнерго РФ, существенную часть этой суммы "Татнефть" получает за счет российских компаний, добывающих более качественную, а значит, и более дорогую нефть. Однако в экспортной трубе эти сорта образуют сравнительно дешевую смесь Urals. По мнению некоторых экспертов, в общей сложности российские компании ежегодно теряют на этом порядка 1 млрд. долл.
Как заявил в интервью "НГ" министр топлива и энергетики Виктор Калюжный, сейчас в министерстве всерьез разрабатываются два варианта решения этой проблемы. Во-первых, фискальное перераспределение прибыли между компаниями на основании оценки качества сырья, производимой "Транснефтью". Во-вторых, выведение высокосернистой нефти в отдельное экспортное направление.
На днях президент "Транснефти" Семен Вайншток заявил корреспонденту "НГ", что компания всерьез прорабатывает возможность выделения для экспорта высокосернистой нефти отдельного и, как показывает практика, самого дорогостоящего направления на Одессу. Доходы Татарии могут сократиться на несколько миллионов долларов.
Комментируя идею Минтопэнерго, специалисты "Татнефти", похоже, сильно лукавят. По их мнению, в общей добыче компании высокосернистая - низкосортная - нефть составляет всего 30%, и при желании от нее можно легко отказаться. Однако, по словам независимых экспертов, если идея Минтопэнерго будет реализована, Татария станет ежегодно терять десятки миллионов долл. Дело в том, что в настоящее время более 7 млн. тонн нефти в Татарии добывается из низкорентабельных скважин на основе республиканских налоговых льгот. По словам официальных представителей Татарии, во многом именно это позволяет обеспечивать добычу нефти на нынешнем уровне. Очевидно, что в случае сокращения инвестиций в производство объемы извлекаемой компаниями нефти существенно сократятся.