С завидной настойчивостью осаждают столичные инстанции делегации казачьих ходоков. Фото Дмитрия Борко (НГ-фото) |
- ПЕТР СТЕПАНОВИЧ, какие проблемы наиболее остро стоят на сегодняшний день перед российским казачеством?
- В связи с обострившейся ситуацией на Северном Кавказе сегодня прежде всего необходимо вооружать казачество. Мы давно уже поднимаем этот вопрос, но нас никто не слышит. В первую очередь необходимо вооружать казаков, живущих и несущих службу на границе с Чечней и Дагестаном, где по-прежнему продолжаются угоны скота, техники и другие проявления бандитизма. Поэтому люди, живущие в этих неспокойных местах, постоянно требуют выдачи оружия на руки. Отчасти их просьба была удовлетворена в Курском районе Ставропольского края. Но, повторюсь, отчасти. Особенно остро эта проблема встала после того, как оружие начали выдавать ополченцам Дагестана. Казаки были весьма недовольны тем, что им доверяют меньше, чем ополченцам. Но оружие должно выдаваться в строгих и жестких рамках. На мой взгляд, необходимо принять дополнение к закону об оружии и только после этого приступить к вооружению казачества. Безусловно, "стволы" будут раздаваться не всем подряд, как арбузы с "КамАЗа", а только проверенным людям и тем, кто имеет опыт обращения с оружием. Но когда ситуация в этих регионах полностью нормализуется, у меня лично нет сомнений, что все казаки сдадут обратно выданное им оружие.
- Будут ли казаки нести службу в освобожденных от бандформирований районах Чечни?
- Однозначно будут. Сейчас в освобожденных от бандитов населенных пунктах формируются комендантские роты, которые призваны охранять правопорядок. В каждой из них по 150 человек. Процент же казаков в этих подразделениях гораздо ниже того, нежели мы предполагали. Поэтому на сходе донского казачества был поставлен вопрос об оказании помощи Терскому казачьему войску в комплектовании таких подразделений.
- Сегодня на Дону существуют две казачьих организации с одинаковым названием "Всевеликое войско Донское". В одной из них - реестровые казаки, в другой - "общественники". В чем основное различие между ними?
- Истинное казачество всю жизнь служило государю и Отечеству. Поэтому, на мой взгляд, казак может себя полностью реализовать лишь на государственной службе. Если говорить о других структурах казачества, то они зарегистрированы и развиваются по закону об общественных организациях. Зарегистрировать такое общество несложно. Поэтому общественные организации казаков гуляют сами по себе, но в пределах закона. Такие организации довольно свободны, особенно во время предвыборной кампании. Они мечутся от одних общественно-политических движений к другим. Казачество же, вошедшее в государственный реестр казачьих обществ, сохраняет стабильность, занимается повседневной службой, служит государству, президенту, правительству и всему российскому народу.
- Часто ли возникают трения между "реестровыми" и казаками из общественной организации?
- Между простыми казаками противоречий практически не бывает. Это атаманы зачастую не находят понимания друг с другом. К примеру, совсем недавно, во время празднования Покрова Пресвятой Богородицы, в столице донских казаков - Новочеркасске атаманы стояли порознь в храме, отдельно возлагали венки к памятнику атамана Платова. Такое поведение я считаю неправильным, поэтому необходима долгая терпеливая работа для того, чтобы Донское войско стало более мощным, менее раздробленным и достойным той славы, которую оно завоевало за несколько столетий своего верного служения Отечеству. Кстати, подобная ситуация складывается не только на Дону, но и в других казачьих организациях - от Тихого Дона до Тихого океана. К сожалению, антипатии между атаманами настолько сильны, что необходимо работать отдельно с каждым из них для того, чтобы они нашли взаимопонимание, поняли для себя, что главная цель - это объединение казачества, так как если ты казак по духу и по крови, то должен работать на казачество, на благо государства, а не на свои личные амбиции. А пока нашему движению очень мешает тот факт, что в рядах казаков нет единства.
- Каков потенциал казачества в других регионах Северного Кавказа и что, на ваш взгляд, могут сделать казаки для стабилизации обстановки на Юге России?
- Сегодня на Северном Кавказе сложилась крайне тяжелая обстановка. Здесь сохранилось немало атаманчиков, которые предпочитают служить каким-то отдельным общественно-политическим движениям и всячески спекулируют сложившейся непростой ситуацией, вместо того чтобы заняться государственной службой, как это делает генерал Владимир Шевцов, атаман Терского войскового казачьего общества. Практически не осталось представителей казачества на территории Чечни, идет мощный отток населения из Дагестана (я имею в виду Кизляр и прилегающие к нему районы), из других республик Северного Кавказа. Казаки покидают свои исконные, завоеванные в войнах и трудом земли. Но если говорить о возможностях казачества в стабилизации обстановки на Северном Кавказе, то посмотрите, как несут службу ставропольские казаки на границе с Чечней, как они активно сотрудничают с подразделениями МВД, участвуют в патрулировании административной границы, в общем, на деле доказывают эффективность своих действий.
- Петр Степанович, насколько мне известно, помимо перечисленных вами проблем есть еще одна - закон "О казачестве". Почему он до сих пор не принят?
- Да, действительно у нас в стране нет полноценного закона о казачестве. Эту проблему необходимо решать как можно скорее. Российские чиновники зачастую спекулируют этим, объясняя свое неприятие казачества как мощнейшего патриотического пласта российского народа. Они прикрываются тем, что у нас нет закона, а существующие указы президента РФ являются лишь подзаконными актами. Закон "О казачестве" неоднократно принимался Госдумой, но отклонялся решением Совета Федерации. Почему это происходит? Да потому, что в законе сохраняется концепция верховенства общественных организаций над теми, которые проявили волеизъявление войти в государственный реестр казачьих обществ.
- Осуществляется ли у нас в стране федеральная целевая программа государственной поддержки казачьих обществ?
- После двухлетнего торпедирования с нашей стороны программа поддержки казачества была наконец подписана председателем правительства 21 июля этого года. Но Минфин и Министерство экономики нарушили прямые указания председателя правительства и не включили в федеральный бюджет долю финансирования мероприятий этой программы. Впрочем, по этому поводу не стоит особо расстраиваться, учитывая тот факт, что на два года это финансирование составило бы всего 155 млн. рублей, или 9% от общего объема намеченных нами мероприятий программы. Кстати, программа была согласована с 24 заинтересованными министерствами и ведомствами и 46 субъектами Федерации. На все нужды казачества от Калининграда до Владивостока было запланировано 1 млрд. 292 млн. руб.
В таких непростых условиях любо то, что многие губернаторы и руководители администраций на местах занимаются проблемами казачества. Особо хочется отметить губернаторов Краснодарского края, Калининградской области, Приморского и Красноярского краев. Кстати, Александр Лебедь, уроженец столицы донского казачества Новочеркасска, за последнее время смог организовать у себя в Красноярске Управление по вопросам казачества и открыть четыре кадетских казачьих корпуса. Мы не претендуем на статус особого сословия либо народа. Казаки неразрывно связаны с нашей российской действительностью. И, по сути, осуществление программы государственной поддержки - это финансирование граждан России, причисляющих себя к казачеству или являющихся родовыми казаками.
Ростов-на-Дону