0
954
Газета Регионы России Интернет-версия

17.11.1999 00:00:00

"Временщикам на севере не место"

Тэги: Тюмень


Леонид Рокецкий.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

- Леонид Юлианович, нынешняя ситуация в России заставляет каждого регионального лидера четко определиться со своими политическими симпатиями. С каким движением или политической партией связываете вы свое будущее?

- Исторический опыт и здравый смысл требуют, чтобы сегодня во власть шли разумные, известные люди центристских, может быть, даже правоцентристских взглядов. Они должны взять на себя ответственность за разработку законов, необходимых для нынешней социально-экономической жизни. Именно эти законы должны в итоге законодательно обеспечить проводимые реформы, окончательно утвердить в России рыночные отношения. Реформы необходимо продолжить для того, чтобы наша страна в следующем столетии вошла в разряд экономически развитых государств. Что же касается лично моих политических пристрастий - я по-прежнему состою в движении "Наш дом - Россия". Ранее сделанному выбору не изменяю. Считаю, что фракция НДР в Госдуме играла и играет важную стабилизирующую роль.

- На ситуацию в регионе не могут не влиять территориально-административные особенности Тюменской области. Два автономных округа, входящих в ее состав, одновременно являются и самостоятельными субъектами Российской Федерации. Территории двойного подчинения, безусловно, - "головная боль" администрации, масса проблем в работе учреждений и предприятий. Каким вам видится решение этой проблемы?

- Эта проблема - "долгоиграющая". Политики меняются, а ситуация остается прежней. Разумеется, я против подобного порядка вещей, но право окончательного решения проблемы - за людьми, здесь живущими. Избирателям Салехарда, Уренгоя, Сургута и других больших и малых населенных пунктов стоит вспомнить, что живут они на территории, которая их обеспечивает самой возможностью выбора и формирования власти. Сегодня граждане ждут от нас законов и действий по обеспечению конкретных прав жителей области, в первую очередь - права на трудоустройство, отдых, лечение. Я не нахожу аргументов, чтобы объяснить позицию высших центральных начальников, не желающих организовать нормальную федеральную власть на территории нашей области. Давно существует решение Конституционного суда, подтверждающее, что территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов - это неотъемлемая часть территории Тюменской области, тем не менее на территории области по-прежнему действуют тройные структуры. Отсюда, как вы верно заметили, и "головная боль" администрации, и масса проблем для предприятий и учреждений. Да и государственной казне подобные параллельные структуры в копеечку обходятся.

- Другая особенность региона - наличие на его территории нефтяных месторождений. Всегда ли руководству удается найти общий язык с компаниями, которые занимаются добычей "черного золота" на Тюменской земле?

- У разных компаний - разный стиль работы. Одни приходят на Сибирскую землю надолго, занимаются разведкой месторождений, многое делают, чтобы люди, закреплялись на этой земле всерьез и надолго. Другие приходят как временщики. Для них главное - хапнуть, побольше заработать за счет продажи нефти за рубеж или каких-либо сомнительных сделок. Как губернатор и гражданин, скажу со всей ответственностью: временщикам на Севере не место. Сегодня в нашем распоряжении уже существует немало рычагов правового и экономического характера, которые позволяют навести должный порядок в нефтяном хозяйстве. К великому сожалению, и наше государство не всегда подает достойный пример в отношении к недрам. Несмотря на это, отношения с большинством нефтедобывающих компаний деловые, взаимовыгодные. В первую очередь я имею здесь в виду "Сургутнефтегаз", "ЛУКОЙЛ", "Тюменскую нефтяную компанию". Это крупные, стабильно развивающиеся предприятия. У других компаний показатели слабее, некоторые из них с трудом балансируют на грани банкротства. Типичный пример этому - ОАО "СИДАНКО". Кстати, замечу: банкротство этой компании, ее распродажа на экономике региона никак не отразится. Более того, после этого улучшатся условия для стабильно работающих компаний, выгодно изменится себестоимость добываемой нефти, вырастет экономия ресурсов, улучшится управляемость процессами нефтедобычи.

- Упомянутые вами компании "СИДАНКО" и Тюменская нефтяная компания находятся в состоянии конфликта. Их противостояние - всего одна грань развернувшегося в нефтяной отрасти передела собственности. Война нефтяных компаний менее всего способствует нормализации социально-экономического климата в регионе. Как можно стабилизировать эту ситуацию?

- Проблемами "нефтяного передела" я, разумеется, озабочен, но ситуацию не надо излишне драматизировать. То, что происходит ныне с "СИДАНКО", - органичная составная часть общемирового "нефтяного передела". Самое время вспомнить о слиянии американских компаний "Эксон" и "Мобил". Английская "Бритиш петролеум" в свое время объединилась с американской "Амоко" и сейчас намерена приобрести "АРКО". Правда, России подобные процессы в новинку. По сути, "СИДАНКО" стала первой крупной нефтяной компанией, признанной банкротом. Естественно, что и кредиторы, и инвесторы, и работники компании озабочены вопросом: что будет дальше. Тем не менее банкротство - это неприятное, но вполне нормальное событие, после которого предприятие, как правило, переходит к новому, более хозяйственному и предприимчивому владельцу. Кстати, в этой связи мы очень довольны, что у "Кондпетролеума" по итогам проведенного конкурсного аукциона такой владелец уже появился. Им стала ОАО "Тюменская нефтяная компания".

- Ваши симпатии к "Тюменской нефтяной компании" общеизвестны. Объяснить их несложно. Самое время вспомнить, что вы являетесь председателем Совета директоров ТНК...

- Не надо пытаться уличить меня в лоббировании интересов крупной нефтедобывающей компании. В состав Совета директоров ТНК я вхожу не как частное лицо. Я представляю в нем государство, которому принадлежит 49 процентов акций этой компании.

- Выходит, ваша роль в составе ТНК - что-то вроде "государева ока"?

- Да, если хотите. Вместе со мной в Совет директоров входят глава администрации Рязанской области Вячеслав Любимов, мэр города Нижневартовска Юрий Тимошков, другие официальные лица. На ближайшие пару месяцев планируется, что государство продаст свой пакет акций ТНК. После этого в Совете директоров, возможно, произойдут перемены. Заявляю со всей ответственностью. Председательство в Совете директоров ТНК для меня - не парадная должность, не источник дополнительного заработка, а государственное поручение, гражданский долг. И хвалю я эту компанию не "по должности", а потому, что на практике убедился: это серьезная компания, которая и в нынешних непростых условиях умеет эффективно работать, сохраняя занятость немалой части населения области и обеспечивая весомую часть нашего бюджета.

- Самое время вспомнить, что для контроля над процедурой банкротства в России создан специальный государственный орган - Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО). Каков ее вклад в урегулирование отношений между враждующими нефтедобывающими компаниями?

- К сожалению, сегодня ФСФО не выполняет возложенных на нее государством функций. Эта служба стала лишь орудием в борьбе определенных конкурентов. Говорить о какой-то принципиальности в деятельности ФСФО и ее руководителя г-на Таля просто смешно. Те процессы, которые происходят вокруг банкротств отдельных предприятий, вызывают по меньшей мере недоумение. Например, на Ангарской нефтехимической компании процедура банкротства начата два (!) года назад, но до сих пор на предприятие не назначен даже временный управляющий. В то же время у "Черногорки" уже сменилось четыре.

Мы обращались ко всем премьерам с просьбами как-то повлиять на работу ФСФО. Однако служба бойкотирует все правительственные решения. Более того, в ответ на наши "недружественные" действия г-н Таль развил какую-то непонятную активность по созданию Межрегионального центра ФСФО Западной Сибири со штаб-квартирой в Салехарде. Раньше такой центр находился в Перми, что позволяло сохранить определенный паритет между нашими тремя субъектами (Тюменской областью, ХМАО и ЯНАО). Я обратился к председателю правительства РФ Владимиру Путину с просьбой поддержать нашу позицию и перевести центр на нейтральную территорию, например, в Екатеринбург. Владимир Владимирович в свою очередь поставил этот вопрос перед Талем. От главы ФСФО ответа пока не последовало.

- И все-таки когда же прекратятся бесконечные войны, связанные с нефтяным переделом?

- К этому надо относиться философски. Раньше мы стремились любыми путями как можно больше дать нефти с нашей территории. Тогда добывалось 400 миллионов нефти в год. Сейчас добываем только 200. Очень может быть, что через пару лет мы будем добывать то же количество даже с применением науки, передовой технологии с меньшей территории с меньшими затратами. Для государства 200 миллионов тонн - это, может быть, мало, а потому и плохо, но для территории, да еще и при сохранении жизненного уровня - хорошо. Законы экономики, сама жизнь учат: выкачать все и быстрее продать - это просто невыгодно, неперспективно. Настоящее богатство, благополучие можно получить только за счет выпуска конкретного товара, в том числе и продуктов нефтепереработки. Если такое сознание придет к нам, если подобным образом мы сумеем воспитать детей, - тогда будем жить достойно.

- Простите за бестактность, но в списке ста ведущих политиков России, опубликованном в одном из приложений "Независимой газеты", ваша фамилия занимает более чем скромное место - фактически она замыкает названный список. Что за этим? Нежелание заниматься публичной политикой? Следствие происков конкурентов?

- Я считаю отведенное для меня место вполне приличным. Амбиции на собственную исключительность у меня отсутствуют. Почему я должен быть впереди Шаймиева, Аушева? Кстати, я не имею ни малейшего представления, кем и по какому принципу эти рейтинги составляются. Могу только поблагодарить, что меня вообще заметили и в эти списки включили.

- Что можно отнести к главным достижениям Рокецкого-губернатора?

- Об этом в первую очередь надо спрашивать людей, живущих на Тюменской земле. Кстати, если с этими людьми поговорить просто "за жизнь", - они меньше всего будут вспоминать о своевременности выдачи зарплаты, песий, пособий. В этом свидетельство наших главных достижений. У нас не бывает задержек пенсий, минимальные задержки выплат бюджетникам. На Тюменской земле сохранены темпы жилищного и дорожного строительства, прокладки газопровода. У нас неплохо развивается реформа местного самоуправления, идет аграрная реформа. Мы сумели в наше непростое время построить за счет различных источников немало фабрик и заводов. Предприятия уже работают. Найдена возможность укрепить доходную часть бюджета. Люди заняты, расхожий термин про "уверенность в завтрашнем дне" для них не пустой звук. Потому и московские политические дрязги представляются им как некое нелепое шоу. Люди стали жить самостоятельно, они нашли свое место в жизни.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Маск продолжает заманивать Гренландию в состав США

Маск продолжает заманивать Гренландию в состав США

Денис Писарев

0
429
Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
4743
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
2548
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
6009

Другие новости