НАВСТРЕЧУ мрачной антитоллинговой кампании, напирающей из Москвы, на Урале поднялось почти всенародное противостояние ей. Уральцы уверены, что именно система налоговых льгот позволяет бесперебойно работать предприятиям цветной металлургии, на которых горный край держится. "Отменив толлинг, можно ежегодно пополнять бюджет 262-296 млн. долл.", - подсчитали в Министерстве РФ по налогам и сборам. "Противники толлинга совершенно не задумываются, как будут жить предприятия, - утверждает Виктор Радько, исполнительный директор ОАО "Севуралбокситруда. - Свои многомиллионные расчеты они делают из предположения стабильной работы всех алюминиевых предприятий страны. А отрасль после отмены толлинга завалится". Радько верят. При нем предприятие начало развиваться, а средняя заработная плата поднялась до 4300 руб.
На Урале уверены, что отмена толлинга повлечет за собой социально-экономическую катастрофу. Снижение производства на предприятиях алюминиевого комплекса приведет к их банкротству, резкому росту уровня безработицы. К примеру, на Североуральском бокситовом руднике предполагается сокращение 6 тыс. работников, на Богословском алюминиевом заводе - до 7 тыс., на Уральском алюминиевом - до 3 тыс. человек. Если учесть разрушение смежных производственных цепочек, то без средств к существованию может остаться 50 тыс. семей, или около 200 тыс. человек. Последует и снижение платежей в местные бюджеты - предполагаемая сумма потерь достигнет миллиарда рублей. Пенсионный фонд может недосчитаться 200 млн.
Толлинг кажется слаще меда не только рабочим, но и местным властям. Как прокомментировала ситуацию министр экономики правительства Свердловской области Галина Ковалева, "налоги, которые поступают от алюминиевого комплекса Урала, составляют третью часть областного бюджета. Кроме социальной напряженности и общего экономического упадка, отмена толлинга ничего не принесет". Примерно ту же мысль, расширив ее до российских масштабов, высказали в своем послании президенту и премьер-министру России главы семи регионов страны - Иркутской, Мурманской, Ленинградской, Свердловской, Волгоградской, Челябинской областей и Республики Коми.
Из ямы, подобной той, в которую их хотят опустить, алюминщики Урала выбрались всего несколько лет назад. К началу 90-х годов потребление в стране отечественного глинозема уменьшилось на треть. Североуральский бокситовый рудник, где, кстати, добывается до 70% алюминиевого сырья России, из-за высокой себестоимости добычи вынужден был более чем вполовину сократить производство. Речь шла чуть ли не о затоплении шахт рудника, обеспечивающего стратегическую независимость страны. Именно тогда экономисты отмечали: "Если учесть, что глиноземные предприятия России изначально работают на худшем сырье, чем зарубежные, то следует признать, что они оказались наказанными дважды. После развала собственного глиноземного производства алюминиевые заводы попадут в полную зависимость от зарубежных производителей. Если не переломить сложившуюся тенденцию, то плата за это может оказаться чрезмерно высокой". В 1992 г., чтобы дать возможность отечественной алюминиевой промышленности набрать силу, правительство России приняло решение о применении толлинговых операций.
Североуральский бокситовый рудник увеличил добычу бокситов на 27%, начал строительство новой шахты "Ново-Кальинская", осуществил немало социальных программ. Правительства Свердловской области и Республики Коми приняли решение приступить к освоению богатейшего Тиманского бокситового месторождения, запасов руды на котором хватит на 50 лет. По прогнозам экономистов, продлись налоговые льготы и стабильная работа, обеспеченная толлингом еще 5-7 лет, Уральский алюминиевый комплекс окреп бы настолько, что стал бы недосягаем как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Как полагают в деловых кругах Свердловской области, именно с перспективами промышленного расцвета этого комплекса связано возникновение осенней антитоллинговой кампании. В частности, утверждается, что официальным заказчиком ее является "никому не известная даже в профессиональных кругах" "Ассоциация производителей и потребителей алюминиевого сырья". По оценкам специалистов в области рекламы, стоимость этой кампании колеблется в пределах 200 тыс. долл., что дает основание подозревать за антитоллинговыми плакатами и роликами не малоизвестную ассоциацию, а могущественные силы, которые в состоянии оказать давление на государственную власть. О происхождении этих сил есть множество версий. Наиболее весомые из них - три.
К примеру, в такое наступление могли пойти зарубежные конкуренты, стремящиеся лишить Россию стратегической самостоятельности и уничтожить крупнейшего конкурента на мировом рынке. Пойти ва-банк мог и федеральный Центр, пытаясь ослабить регионы накануне выборов президента, чтобы навязывать свои политические решения. Необходимы "горячие деньги", которые можно состричь с алюминщиков. Подозревается в нечестной конкурентной борьбе и "Сибирский алюминий", не имеющий собственной сырьевой базы и потому работающий на привозных бокситах. Вслед за банкротством уральских алюминщиков перспективные предприятия можно будет приобрести по дешевке, заново устроив передел собственности в стране. Таким образом, Александр Лебедь станет куратором всего российского алюминиевого комплекса. А алюминиевый передел может стать репетицией передела собственности во всей цветной металлургии страны.
Екатеринбург