ПРИЯТЕЛЬ ведущего конструктора Ижевского механического завода Михаила Драгунова редактор питерского журнала "Ружье" Александр Васильев, вернувшись из Финляндии, написал ему письмо: "Если бы я приехал к ним на охоту, к примеру, с "Сайгой", то в следующий раз меня ни за что бы не пригласили. Здесь принято ходить на зверя и птицу с классическими стволами, как мой "Иж-27" вашего производства".
Чем может привлечь избалованный Запад спортивное и охотничье оружие, которое производится в Ижевске? Достаточно хорошим качеством и невысокой ценой. Для сравнения: немецкие, австрийские, швейцарские спортивные пистолеты стоят от 1,5 до 2 тыс. долл., а "Иж-46" в 3-4 раза дешевле. Это и есть та ниша, которую заняли на мировом рынке ижевские оружейники. Их продукция ориентирована на людей среднего достатка и на начинающих свою карьеру в спорте.
1994-й стал в судьбе предприятия переломным: после потрясения, вызванного отсутствием госзаказов, завод начал выбираться из провала, получил право на самостоятельный экспорт охотничье-спортивного оружия. Но шансом этим нужно было воспользоваться умело.
Следует вспомнить, что здешнюю продукцию знали за рубежом и в советское время. Только она терялась под едиными для всей страны марками, которые пустил в ход "Разноэкспорт" с целью секретности: все охотничье шло под именем "Байкал", а спортивное - "Восток". Но 60% номенклатуры составляли "ижевки", так что была логика в том, чтобы механический выкупил товарный знак "Байкал" в полную собственность.
С 1994 г. предприятие стало участником одной из двух самых престижных в мире международных оружейных выставок - в Нюрнберге (Германия). Там нашла их американская фирма EAA, с помощью которой "Байкал" укрепился и на рынке США.
Если раньше завод жил по принципу: выпускать как можно больше продукции при небольшой номенклатуре изделий, то теперь требования партнеров заставили изменить формулу - больше наименований небольшими партиями. Это хорошо понял главный конструктор Александр Дорф.
Три кита, на которых держится производство ижевских охотничьих ружей, - три базовые модели: одностволка "Иж-18", двустволка с вертикально расположенными стволами "Иж-27" и горизонтальная двустволка "Иж-43". Все остальное - их вариации. Например, "Иж-81": такой тип ружья можно увидеть в руках супергероев американских боевиков, их манипуляции с оружием напоминают работу с насосом. А называется - "магазинное гладкоствольное ружье с перезарядкой подвижным цевьем". Правда, в ряде стран на такой механизм наложены ограничения. У нас их разрешили применять для самообороны и в частных охранных организациях.
Словом, на базе каждой из трех моделей выросло целое семейство. "Иж-27" породил комбинированный вариант: один ствол - гладкий (на птицу), другой - нарезной (на зверя). Его аналог завод выпускал еще в 50-е годы, но тогда спрос на него внутри страны был крайне ограниченным, так как лицензию на нарезное оружие получить было практически невозможно: ее давали исключительно промысловикам и большому начальству. Сейчас - полегче. Такая "ижевка" стала основой и для нарезной двустволки большой убойной силы. На Западе подобный тип используют для сафари с патронами соответствующей мощности, у нас - для охоты на лосей, кабанов.
Чтобы закрепиться на мировом рынке, нужно его изучить: везде свои требования, психология, традиции. Например, самозарядные карабины типа "Сайга", "Тигр" во многих странах запрещены. Во-первых, считается, что они могут быть использованы как боевые, а во-вторых... с таким оружием - не охота, а отстрел.
Там, где охота давно перестала быть средством добычи мяса, она превратилась в рыцарскую забаву, благородный турнир между человеком и животным. Вот почему питерский журналист ездит в Финляндию с классическим стволом, где именно таковы "особенности национальной охоты".
Западные партнеры не устают удивлять ижевцев. Так, американцы предложили отказаться от свинцовой дроби, заменив ее стальной. Оказывается, защитники природы в США добились ее запрещения: она отравляет водоемы, а значит, потребовалась новая модификация: освоено "МР-151", на выходе другая модель, рассчитанная на патроны 12 калибра "супермагнум". Интересно, что автором моделей является 28-летний Константин Евсеев, что не случайно: в отделе главного конструктора взяли курс на закрепление молодежи.
Сумели на заводе ответить и на вопрос, где и как натренировать меткость глаза? Не всегда найдешь поблизости тир. "Дома, - предлагают ижевские производители пневматического пистолета, - в своей квартире или на даче". И с начала 90-х годов здесь интенсивно развивается его производство.
Спортивные винтовки "Иж-60" полюбили и в США, и в Германии. А спортивный пистолет "Иж-35" еще в 80-е годы дал возможность члену сборной России М.Добранчевой-Логвиненко привезти в страну несколько золотых медалей с чемпионатов мира и олимпиад. Этот пистолет через партнера ижевчан, немецкую фирму "Франкония", нашел спрос. Небезызвестная компания "Вальтер" также выпускала оружие подобного типа - ГСП, но очень дорогое. Начались поиски удешевления: разработать свою модель или взять готовую? Выбрали второе. Так появилось совместное производство с "Байкалом".
В Ижевске делают всю механическую часть, отлаживают, отстреливают, и готовый пистолет отсылают в Германию, где наносят поверхностную отделку, ставят рукоятку, монтируют деталь остановки затвора - она нужна ввиду особых правил, существующих на соревнованиях по стрельбе в Германии. И называется этот общий ребенок "Вальтер КСП-200" со значком "Байкала". Он пользуется спросом у немецких спортсменов. Ежегодно Ижевск выпускает две тысячи экземпляров этой "игрушки". Контракт взаимно выгоден. Спрос на спортивное оружие в России упал, а совместное предприятие помогло спасти этот участок производства от закрытия.
А если вы богаты, то можете заказать элитарное ружье, украшенное драгоценными металлами. И предложения поступают. На последнюю выставку в Германии ижевчане вывезли свои музейные элитные образцы работы Леонарда Васева, Авеля Лекомцева и других замечательных художников-граверов. Успех был огромный.
Словом, только благодаря выходу на зарубежный рынок предприятие встало на ноги, вышло из кризиса. Еще в прошлом году ликвидированы долги по зарплате и частично по налогам. Средняя зарплата - около 1,5 тыс. руб.: для обедневшей из-за конверсии Удмуртии это неплохо, ведь рядом - заводы, где рабочие давно не получают "живых" денег.
Понятно, что надо держать нос по ветру. Сейчас по всему миру работают дилерские компании предприятия: "Байкал" - Европа, "Байкал" - Ближний Восток, "Байкал" - Азия и т.д. А недавно представители завода вернулись из Аргентины, где побывали на оружейной выставке. "Тянем свои щупальца в Латинскую Америку", - пошутил Михаил Евгеньевич Драгунов, наследник славного имени, того самого, которое присвоено одной из ижевских винтовок.