ДЕНЬ рождения Ксюши Красновой сегодня знает все Лаишево. Двадцать пятого октября дочке фермера Евгения Краснова исполнилось бы восемь лет, но двумя неделями ранее Ксюша была убита пятерыми мальчишками из той же школы, где успела проучиться всего месяц с небольшим. Девочку убивали долго. Вначале просто истязали. Потом насиловали. Тащили - где волоком, где на руках - до заброшенного отстойника очистных сооружений метров пятьсот. Потом привязали по кирпичу к каждой ноге шнурками, которые выдернул из своих ботинок Леша Харитонов. В бетонном полу отстойника два отверстия. В одно бросили еще живую девочку, в другое - ее портфель. Младшему из убийц только что исполнилось двенадцать лет. Четверым - по тринадцать. Эти четверо учились в восьмом классе. И все вместе в Веселом овраге они "играли в войнушку", строили там "штаб". Родители знали об играх своих детей, сами в свое время строили такие же "штабы" и потому детям не препятствовали. Главное, чтобы школьные задания были выполнены и домашние дела переделаны. В тот день мальчишки после трех, как всегда, собрались в "штабе", а Ксюша знакомой дорогой через Веселый овраг - так ближе - возвращалась из школы.
Когда девочка в положенный час не вернулась домой, мать заволновалась, побежала сначала к родне, потом к Ксюшиным одноклассникам - узнать, с кем девочка из школы ушла, когда уроки кончились, кто и где видел ее в последний раз. А уж к вечеру вместе с мужем пришли в милицию... Это было в четверг, седьмого октября, а наутро к поиску подключилось все взрослое население небольшого - всего восемь с половиной тысяч человек - городка на Каме. И учителя школы вместе со старшеклассниками. О заброшенном отстойнике вспомнила бабушка девочки. Она и настояла на том, чтобы его тщательно обследовали. Шла уже суббота. Вначале нашли школьный ранец. Потом Ксюшу. "Когда милиция вытащила девочку и я увидел это крошечное истерзанное тело, у меня что-то сломалось внутри", - говорит прокурор Лаишевского района Иван Захаров. Глава районной администрации, здоровый крепкий мужик, отец троих детей Анатолий Демидов так и не смог войти в дом, где стоял маленький гроб. Мученическая смерть Ксюши Красновой повергла Лаишево в шок.
А ее убийцы веселились и субботний вечер провели в казанском цирке. Попались они, как это часто случается с детьми, на вранье. Вроде бы все придумали очень складно, но для себя, а не для родителей, которые после ответа на первый же вопрос заподозрили неладное. Отец Леши Харитонова, заместитель главы администрации Лаишевского района, сам привел сына в милицию. И написал заявление об отставке. Сам. Без давления. Но просил не выгонять его семью из города. С тех пор жив надеждой, что следствие найдет, докопается до чего-то, что хоть как-то реабилитирует его сына, а значит, и его самого. "Может, травки покурили? Или укололись? - самому себе задает вопрос Анатолий Демидов. - Ведь не могли же они в нормальном состоянии такое совершить?" А если все-таки в трезвом уме и твердой памяти, тогда кто же они, дети нынешних лет России?
"Обычные дети из нормальных семей, где родители интересуются их учебой, дисциплиной, - рассказывает директор школы Валентин Евлампиевич Иванов. - Ваня Кузнецов очень положительный парень. Отец - подполковник в отставке. Мать полностью сосредоточена на воспитании сына. Мать Кулакова - методист РОНО, постоянно с ней общаемся. Отец работает в военкомате, майор. Дети как дети. Почти все они отмечались за хорошую успеваемость. И в общественных делах принимали участие. Среди них нет ни одного, кто бы стоял даже на внутришкольном учете. У нас есть своя тетрадка, куда записываем все нарушения школьной дисциплины. Эти пятеро никогда ни в чем не были замечены. Ксюшу хоронили в понедельник. Я еще тогда поверить не мог, что именно они, эти ребята, сделали такое с девочкой. А в среду разговаривал с прокурором. Он сказал: "Сомнений нет". Нормальные дети из нормальных семей - вся беда в этом".
Валентин Евлампиевич работает в этой престижной лаишевской школе # 2, где учатся дети из самых заметных в городе семей, только директором уже пятнадцать лет, а всего тридцать. И лучше всех знает, что "вся беда в этом...". "Дети из благополучных семей проходят сегодня суровое испытание достатком. Но наша нищая школа не способна нынче противостоять тому потоку насилия, жестокости, бытовухи, который обрушился на детей с экранов телевизоров. Пока "ящик" нас пересиливает, - констатирует глава администрации Демидов, - и мы обречены на такие жестокие потери". Но это не повод, чтобы взрослым, умудренным опытом и убеленным сединами, вконец остервенеть, начать требовать око за око и смерть за смерть. Но именно так реагировали на родительских собраниях, которые прошли в лаишевских школах: "Убрать из школы! Убрать из города! Убрать из жизни!"
Мальчишек задержали и первый раз допросили уже после похорон. В присутствии учителей, адвокатов и... родителей. "Расскажи, сынок, правду", - просили родители. И сынок рассказывал.
- Когда рассказывают - плачут, а отойдут немного - напевают песенки, - говорит районный прокурор Иван Захаров, - и не потому, что уверены в своей безнаказанности. По российским законам ответственность за содеянное наступает с шестнадцатилетнего возраста. В исключительных случаях - убийство, изнасилование, терроризм, грабеж - с четырнадцати лет. Просто они дети и по-другому не могут себя вести.