ОДНО из крупнейших предприятий Иркутской области - Ангарская нефтехимическая компания (АНКХ) - входит в состав "СИДАНКО". АНХК способна перерабатывать 12 млн. т сырья в год, а ее стратегические задачи - снабжение нефтепродуктами районов Крайнего Севера, Забайкальского и Дальневосточного военных округов и Тихоокеанского флота.
В конце 1998 г. "СИДАНКО" отказалась поставлять нефть на завод в Ангарске и вообще потеряла к АНКХ всякий интерес. Нефтекомпанию она расценила как ненужный балласт и попыталась даже инициировать ее банкротство. А летом этого года глава "Интерроса" Владимир Потанин вообще предложил отдать АНХК государству за налоговые долги. В результате последние полтора года ангарские нефтяники загружены всего на 60% и, по сути, вынуждены сами обеспечивать себя сырьем.
В начале этого года ситуацию резко обострило начало процедуры банкротства "СИДАНКО" и ее основных предприятий в Тюменской области. Минтопэнерго, озабоченное угрозой срыва всего северного завоза и военных поставок, навязало этим компаниям обязательные объемы поставок на АНХК. Однако уже в октябре текущего года многие временные управляющие тюменских компаний попросили правительство освободить их от этих обременительных поставок. Ситуация начала выходить из-под контроля.
Примерно в это же время первый заместитель министра топлива и энергетики Гурами Авалишвили в интервью "Независимой газете" признал, что загрузкой Ангарской нефтехимической компании должно заниматься не государство, а сама "СИДАНКО". После всего этого "СИДАНКО" окончательно потеряла свой авторитет в Иркутской области, отношение к ней сейчас негативно-безразличное (в отличие от негативно-агрессивного, которое наблюдалось всего год назад). Больше того, "СИДАНКО", по сути, привела в Иркутск компанию "Бритиш Петролеум-Амоко", которая умудрилась перессорить газовиков и политиков. Стоит напомнить, что британская корпорация начала освоение северных просторов ради продукции, добываемой на Ковыктинском газоконденсатном месторождении. И уже в ноябре 1997 г. умудрилась приобрести у "СИДАНКО" 10% принадлежащих ей акций "РУСИА Петролеум" за 571 млн. долл., не доплатив при этом около 100 млн. долл. Вскоре стали понятны и основные интересы англичан - отправка российского газа на экспорт, в Монголию, Китай и Корею, что идет вразрез с геополитическими интересами России. Ведь газ с Ковыкты нужен Приангарью, братско-усть-илимскому промузлу и все той же упомянутой нами Ангарской нефтехимической компании. Получился замкнутый круг.
Ангарск - богатый промышленный центр. Он всегда занимал несколько автономные позиции в области. Социальная напряженность здесь возросла в связи с массовыми увольнениями на нефтехимическом заводе, связанными все с той же проблемой - нехваткой сырья для полноценной работы предприятия. Мэр Ангарска Виктор Новокшенов был избран вопреки явному давлению со стороны областной администрации и самого губернатора Бориса Говорина. Но, несмотря на это, сейчас АНХК, лишившись, по сути, четкого руководства, как никогда зависит именно от областных властей, взявших под контроль загрузку предприятия давальческим сырьем. А недавно "на подступах" к АНХК была замечена и близкая губернатору группа "Истленд". Она уже известна в области своими действиями по установлению контроля над крупными промышленными предприятиями. Такая участь уже постигла "Востсибуголь", где недавно председателем совета директоров был избран один из братьев Ярошенко - основателей группы "Истленд". В случае с Ангарской нефтехимической компанией ситуация грозит повториться. Пока, правда, "Истленд" заявляет лишь о желании получать топливо с АНХК для авиапредприятия "Байкал", находящегося в Иркутске и принадлежащего группе "Истленд". Все бы ничего, если б не активно обсуждающаяся в Иркутске информация о том, что все компании, находящиеся под прикрытием областной администрации, так или иначе работают на предвыборную кампанию губернатора Бориса Говорина. Упоминавшаяся уже нами английская "Бритиш Петролеум", например, жертвует на эти цели, по сведениям информационно-аналитической службы "РЕГИОН-ВЕРТИКАЛЬ", до 130 млн. долл. в год.
При участии губернатора на все той же АНХК недавно был назначен новый заместитель директора. Им стал лояльный Иркутску Константин Зайцев. Его сейчас активно "раскручивают" на выборах в Государственную Думу по Ангарскому округу "проплаченные" областные СМИ. Зайцеву, однако, противостоят сильные оппоненты: близкий к мэрии Олег Гуренко, проработавший на Ангарском нефтехимическом свыше 30 лет, популярный в Ангарске ставленник предпринимательских кругов Евгений Канухин и нынешний депутат Государственной Думы Виктор Машинский. Все они могут и, видимо, будут строить предвыборную кампанию на оппонировании нынешнему губернатору Иркутской области. Причем дежурный сюжет в идеологических баталиях - связи Говорина с "Бритиш Петролеум", а также загрузка нефтехимического завода сырьем Ковыкты, схема которой идет вразрез с экспортной политикой британского газового монстра.
Казалось бы, все эти события могут повлиять лишь на выборы местного значения. Если вдуматься, это не совсем так. Компания "СИДАНКО" - первый банкрот из российских нефтяных гигантов. Такое развитие событий никак не входило в планы все той же "Бритиш Петролеум-Амоко", которая теперь, рискуя потерять вложенные в "СИДАНКО" инвестиции, начала мощную пропагандистскую кампанию в российской и зарубежной прессе.
Главная аргументация - обвинения "Интерроса" - заключается в предположении, что информация об истинном положении "СИДАНКО" при заключении с ней стратегического альянса была сокрыта. Тюменскую нефтяную компанию (входящую, кстати, в группу "Альфа") обвиняют в умышленном банкротстве "СИДАНКО" и ее дочерних предприятий. В список обвиняемых попали и российские власти. Виноваты они, по мнению "Бритиш Петролеум", в потворстве складывавшейся ситуации. Сделав вышеуказанные выводы, "Бритиш Петролеум" начала давить на правительство. Мол, нужно вмешаться в ситуацию и сохранить "СИДАНКО" в качестве вертикально-интегрированной компании. В случае отказа британская сторона намерена во всеуслышание заявить о своем неуспехе в России, что накануне президентских выборов может оттолкнуть потенциальных инвесторов от России.
Однако, несмотря на высокую политизацию этих проблем, предвыборные дискуссии будут, видимо, отражать конфликт не столько идеологий, сколько реальных экономических интересов. И тут начинается самое интересное.
Очевидно, что в Иркутске формируются две крупнейшие регионально-федеральные политические "связки". Одна представлена нынешним губернатором Борисом Говориным, компанией "Бритиш Петролеум" и выступает в интересах движения "Отечество - Вся Россия". Вторая - РАО "ЕЭС" Анатолия Чубайса, также имеющего в Иркутске свой политический интерес.
Дело в том, что уже известная нам группа "Истленд" проявила желание прибрать к рукам мощнейшую энергетическую компанию "Иркутскэнерго", которая, кстати, не входит в состав РАО "ЕЭС". Больше того, Борис Говорин, еще идя на выборы, обещал избирателям защитить энергетиков от посягательств Центра. Противоположные обещания получил Анатолий Чубайс, который по складу характера быть обманутым не любит. В итоге против Говорина выступила и "Иркутскэнерго", не желающая быть прибранной к рукам "Истлендом", и РАО "ЕЭС", оказавшаяся перед перспективой окончательной потери крупной региональной компании. В результате на думских и президентских выборах "БП-Амоко" явно поддержит кандидата от ОВР (и не только по Иркутской области), а Анатолий Чубайс останется при интересах "Правого дела" и "кремлевской партии". Последней же не позже весны 2000 г. нужно окончательно определиться, кем же считать "Бритиш Петролеум" - флагманом иностранных инвесторов или союзником оппозиционного блока.
Иркутск