В ЖИГАЛОВСКОМ районе Иркутской области в начале 90-х было открыто Ковыктинское газоконденсатное месторождение. Его оценочные запасы составляют около 1 трлн. кубометров, прогнозируемые резервы - до 2 трлн. кубометров. С 1992 г. лицензией на его разработку обладает местная компания "РУСИА Петролеум", крупный пакет акций которой был в свое время передан холдингу "СИДАНКО".
В ноябре 1997 г. английская компания "Бритиш Петролеум" заключила стратегический альянс с "СИДАНКО". В соответствии с договором "БП" приобрела 10% ее акций за 571 млн. долл. "СИДАНКО" пошел на сделку на основании заявлений высшего руководства "Бритиш Петролеум", в частности ее президента сэра Джона Брауна, в котором говорилось, что ковыктинский проект - объект первоочередного внимания английской компании в России. Внимание это, как вскоре выяснилось, основывалось на особом подходе к разработке Ковыктинского месторождения. "БП" предложила схему автономной разработки Ковыкты, при которой добытый газ по специально проложенному трубопроводу направляется в Монголию, Китай, Северную и Южную Карею, а по планам - и в Японию. То есть в те страны, которые давно и активно заявляли о готовности закупать газ Ковыкты и вкладывать деньги в освоение российского месторождения. Так началось установление фактической монополии на управление Ковыктой.
В 1998 г. произошло слияние "Бритиш Петролеум" с американской компанией "АМОКО". Чуть раньше контрольный пакет акций "РУСИА Петролеум" был передан от имени "СИДАНКО" некой кипрской компании "Буровик"(Burovik East Gas Company), созданной поначалу на паритетных условиях между "БП" и "СИДАНКО", а затем фактически поглощенной английской стороной. Затем "БП" начала активно выкупать крупные пакеты иностранных инвесторов, которые вкладывали деньги в "РУСИА Петролеум". Не удовлетворившись этим, англичане инициировали выпуск трех дополнительных эмиссий акций, которые сами же преимущественно и выкупили, тем самым капитализировав средства, вложенные в доразведку газовых месторождений. Все эти шаги позволили "Бритиш Петролеум" стать к концу 1998 г. фактически полным владельцем месторождения. Это стало сказываться и на внутренней политике компании. Весной 1998 г. тандем "БП"-"СИДАНКО" получил большинство мест в совете директоров "РУСИА Петролеум". Это предрешило судьбу генерального директора компании Льва Платонова. Он был известен как ставленник региональных властей и противник экспортной ориентации проекта. На собрании совета директоров его большинством голосов заменили на Владимира Казакова, работавшего ранее в компании "Варьеганнефтегаз" - дочерней структуре "СИДАНКО".
В последнее время "Бритиш Петролеум", однако, заметно сбавила темпы разработки Ковыкты. "РУСИА Петролеум" сейчас бурит всего две скважины. Это замораживание работ продиктовано вроде бы тактическими соображениями: "БП-АМОКО" ждет развязки эпопеи с объявленным началом процедуры банкротства "СИДАНКО" и исхода президентских выборов 2000 г. Однако это было бы слишком просто. Скорее всего, "Бритиш Петролеум" ожидает стабилизации обстановки после прошлогоднего азиатского кризиса в Китае, в первую очередь северо-западном, где компания уже объявлена стратегическим поставщиком газа.
Все это было бы просто описанием проблем одной крупной компании, если бы не интересный нюанс. Стратегия "Бритиш Петролеум" никак не вписывается в регионально-хозяйственные нужды Приангарья, тем более в геополитические интересы России, которые требуют, чтобы газ Ковыкты пошел не в сторону монгольской границы, а на север. Уже давно, например, стоит проблема газификации Братско-Усть-илимского промузла. В 1997 г. областная администрация, правда, подписала с "РУСИА Петролеум" протокол о ежегодных поставках для Приангарья 9 млрд. кубометров газа в течение нескольких лет. Однако в Иркутске многие считают, что этого недостаточно. Больше того, разработка Ковыкты "не для России" вписывается в общую негативную тенденцию расслоения отечественной экономики на "валютный" и "рублевый" секторы, мало связанные между собой.
Но на Севере есть не только Ковыкта. В свое время руководители Красноярского края и Якутии предлагали разрабатывать Верхнечонское и Чаядинское месторождения, располагающиеся на их территории, если не совместно, то хотя бы скоординированно, "нанизав" их на одну трубу - Трансгазовую магистраль (ТГМ). 17 декабря 1998 г. президент Республики Саха (Якутия) Михаил Николаев и губернатор Иркутской области Борис Говорин даже подписали специальное соглашение и обращение к федеральному правительству. В это же время возникло еще несколько альтернатив обособленной разработке Ковыкты. В частности, знаменитый "западносибирский проект" - малореалистичная попытка "Газпрома" "проложить трубу" в Китай с Ямала.
Главное в этой истории - резкое изменение позиции администрации Иркутской области после прихода "БП-АМОКО" на Ковыкту. С одной стороны, в ней отразились интересы крупных предприятий области, за которыми стоят влиятельные хозяйственные и городские элиты Иркутска. С другой - иностранный инвестор, финансовая мощь которого дополнена лоббированием его интересов федеральным Центром. В итоге позиция губернатора Иркутской области Бориса Говорина претерпела серьезную трансформацию. Если 1997 г. он шел на выборы под лозунгом отстаивания национальных интересов, "недопущения распродажи России", то с конца 1998-го перешел на сторону "Бритиш Петролеум". Сегодня даже из областной администрации удалены все противники экспортной ориентации Ковыкты. "Бритиш Петролеум" в долгу не осталась. В качестве "ответного шага" она открыла Говорину финансирование в сумме 130 млн. долл., на которые в области активно проводятся мероприятия по формированию позитивного образа губернатора. Правда, в середине октября этого года Борис Говорин побывал в Лондоне, где достаточно резко высказался в адрес "БП", но в иркутской прессе это расценили как пропагандистский маневр в преддверии думских выборов.
Есть у Говорина союзники и среди российских компаний. Например, финансовая группа "Истленд", специализирующаяся на тяжелой промышленности. Последнее приобретение этой компании - "Востсибуголь", председателем совета директоров которого в начале октября этого года избран один из братьев Ярошенко (основатели группы "Истленд"). Следующим шагом станет, по-видимому, освоение "Иркутскэнерго" - богатейшей региональной энергосети, не входящей, кстати, в РАО "ЕЭС России". К слову, Борис Говорин шел на выборы 1997 г., обещая спасти "Иркутскэнерго" от посягательств Москвы. Анатолию Чубайсу в это же время Говорин обещал обратное. В результате губернатор всех ввел в заблуждение, а сегодня практически сменил все руководство "Иркутскэнерго". Цель прежняя - расчистить площадку для "Истленд".
Все это заставило забеспокоиться главного приватизатора страны. Вероятнее всего, на губернаторских выборах РАО "ЕЭС" поддержит Александра Петрунько, ныне мэра Братска, некогда отправленного Говориным в отставку заместителя главы администрации области.
Таким образом, безобидное на вид месторождение газа стало площадкой для политических игр. Ведь на ближайших выборах в Думу многие не преминут "раскрутиться" за счет критики областной администрации и ее позиций по отношению к компании "Бритиш Петролеум". Если же произойдет объединение недовольных губернатором сил на "гидроэнергетическом" севере области и "ангарско-ковыктинском" юге, то позиции областной власти в области могут резко пошатнуться.