ДОМ В Воткинске, в котором родился Петр Ильич, к счастью, сохранился и стал музеем, но летом минувшего года размеренная жизнь улицы Чайковского (бывшей Господской), где он расположен, была нарушена. На участке проданного и снесенного дома # 103 началось строительство коттеджа. Он рос на глазах и вскоре заслонил все вокруг. Теперь, въезжая на эту территорию, экскурсанты видят надменно выпирающее здание из яркого кирпича, на фоне которого все деревянные особняки просто теряются.
Этот уголок города - лакомый кусок. Улица тянется вдоль живописного и чистого Воткинского пруда. Рядом - центр. Проложены все коммуникации. Усадьбы, расположенные здесь, - весьма дороги, но состоятельных людей это не останавливает. Прежним владельцам они покупают квартиры в многоэтажках, а сами перестраивают вновь приобретенную недвижимость. Конечно, нувориши нуворишам - рознь. До сих пор новые хозяева попадались сознательные, культурные. Этажность увеличивали за счет подземного строительства, хозпостройки загоняли подальше от глаз, все здания обшивали досками, сохраняли деревянные изгороди и резные ворота.
Но человек, купивший дом под номером 103, на них оказался не похож. Законодательство об охране памятников таким не указ.
Когда директор Анна Боголюбская и сотрудники музея оценили размах развернувшихся работ, они обратились к главному архитектору Воткинской мэрии Рустему Магсумову с вопросом: "Как могло случиться, что в зоне регулируемой застройки памятника истории и культуры федерального значения без согласования с Министерством культуры начато строительство?" - "Разберусь", - ответил Рустем Наильевич.
Прошла зима, а как только потеплело, строительство возобновилось. Мало того: на берегу в той же зоне охраны появился принадлежащий гражданину Ожгибесову голубой шатер. Под ним и около закипела развеселая жизнь: жарились шашлыки, рекой лилось горячительное. "Накеросиненные" воткинцы живописными группами бродили и возлежали на газонах около музея.
Нынешним летом начальник Управления по охране и использованию памятников истории и культуры Нина Девятова провела в Воткинской мэрии совещание с ответственными лицами. Мэрии было выдано соответствующее предписание. В шатре прекратили продажу спиртного.
Прошла неделя, директор музея Анна Боголюбская уехала на два дня на международный симпозиум. Вернулась - и глазам своим не поверила. На соседнем с домом # 103 участке началось возведение еще одного нового коттеджа неопределенного стиля - тоже из красного кирпича, тоже вылезающего за "красную линию" уличной застройки. Когда Анна Васильевна рассказывала об этом, расплакалась: "Я долго надеялась, что мы все уладили у себя в городе. Но теперь я в этом сомневаюсь. Боюсь, что в одночасье застроят всю улицу Чайковского". Анна Васильевна показала мне копию генплана зоны охраны, в которую входят сам мемориал - Дом-музей и усадьба, а также зона регулируемой застройки - усадьба Чайковского до пересечения с улицей Азина и прибрежный участок пруда. Научно-проектная документация, составленная специалистами ульяновского института "Спецпроектреставрация", занимает несколько томов и хранится здесь же.
В 1986 г. Совмин Удмуртии утвердил эти документы. А вот и постановление Совмина РСФСР от 1960 г., которым Воткинский музей П.И. Чайковского поставлен на федеральную форму охраны. "Я ничего не знаю про такие документы, у меня их нет", - сказал мне главный архитектор города Рустем Магсумов.
- Я давал разрешение на строительство домов # 101 и # 103, но в процессе возведения рабочие отошли от проекта. - Он мило улыбнулся: - Прежде в Воткинске старину целыми улицами сносили, и никто не волновался.
- Почему же он не пришел к нам, чтобы познакомиться с документами? - удивились в музее. - Раньше Магсумов был нашим другом, во всем помогал. А в последнее время с ним что-то происходит. Сломался человек.
- Магсумов преподнес городу столько "сюрпризов"! - сетует и мэр Воткинска Валерий Фридрих. - Ни с кем не посоветовавшись, дал разрешение на постройку протестантской церкви в центральной части. На территории памятника местного значения Нагорного кладбища по его благословению возведены овощные кладовки. Краеведы мне прохода не дают! Мы меры приняли: Магсумов понижен в должности и всего лишь исполняет обязанности главного архитектора.
Но, похоже, меры эти не столь действенны, коль "и.о." замахнулся уже и на главный мемориал Воткинска - города, вошедшего в реестр исторических городов и регионов России.
- С кем вы обсуждали проект застройки по улице Чайковского? - спрашивают его.
- С городским отделом культуры, - отвечает архитектор.
Управление по охране и использованию памятников истории и культуры послало предписание в Воткинскую администрацию - приостановить работы по улице Чайковского и направить проект на согласование - оттуда ни звука.
А в самом Воткинске, похоже, никто всерьез не озабочен событиями на улице Чайковского. Главный архитектор пытается сделать хорошую мину при плохой игре, а мэр... У него в голове новые выборы, сессии Госсовета, а там подоспеют и перевыборы депутатов гордумы и главы администрации. Нужны средства, группа поддержки...