Президент Фонда "Фрэнк" Рональд Фрейзе и маленькая обитательница Рязанского дома ребенка. |
В МИНУВШИЕ выходные Рязанский дом ребенка получил благотворительную помощь на сумму около 20 тыс. долл. Их пожертвовали американцы Уильям и Этель Далмейдж, бабушка и дедушка усыновленных в 1997 г. русских детей - Юры и Оли, воспитанников этого дома. Всего они завещали 80 тыс. долл. на помощь различным организациям, занимающимся в Рязани детьми-сиротами. Осуществлением завещания Далмейджов занимается Фонд международной помощи ребенку "Фрэнк", с помощью которого два года назад и были усыновлены дети. Первый раз Рязанский дом отдал ребенка на международное усыновление 8 лет назад. Сейчас дети из Рязани живут в разных странах мира. Можно долго спорить по поводу того, хорошо это или плохо - позволять увозить из страны "генофонд нации", но в международном усыновлении есть один неоспоримый плюс. Иностранцы не боятся брать детей-инвалидов.
Игрушки - самый желанный подарок для всех детей в мире. Фото Владимира Червякова |
Другое отличие между нашим и западным усыновлением - в самом отношении к факту его существования. Иностранцы не скрывают от детей их происхождения и не препятствуют, если у детей возникает желание учить родной язык. Русские семьи до последнего держат происхождение ребенка в секрете. Конечно, эти различия обусловлены разницей уровня жизни в России и на Западе. Хорошо, что и при нашей бедности находятся люди, готовые помочь самым обездоленным - детям-сиротам.
Дом ребенка существует в Рязани уже больше 80 лет. Сейчас здесь 150 детей. Самым старшим - три года. Большая часть из них находит приемных родителей. Если ребенку не повезло, то ближе к пяти годам его переводят в детдом или Дом инвалида - большинство местных малышей страдают теми или иными заболеваниями. Но здесь они живут вместе со здоровыми детьми. Пусть хотя бы в начале жизни будут чувствовать себя "нормальными", такими, как все.
Для самих детей нет различий - больной, здоровый. В одной из спален воспитательницы показали совсем крохотную девочку с дефектом верхнего неба - у нее практически нет одной губы. Скоро ей предстоит операция. Возможно, тогда ее родная мать, живущая недалеко от Ростова, согласится взять ребенка обратно. Девочку часто навещает мальчик из старшей группы. "А когда ей починят губку?" - все время спрашивает он.
Основные причины отказа от ребенка - врожденное заболевание или неустроенность семьи.
Сейчас данные об обитателях всех детских домов в России собраны в единой компьютерной сети Министерства образования. Процесс усыновления происходит следующим образом: будущие родители обращаются в местные органы образования, их ставят на учет. Когда подходящий вариант подобран, они приезжают на смотрины. Окончательное решение выносит суд. "Беда в том, что процесс усыновления очень формален, - рассказала директор дома Ольга Светова. - Отказать желающим практически невозможно. Собрал подходящие справки, характеристики - и готово. Воспитывать приемыша труднее, чем родного, - требуются особое мужество и очень большое желание иметь ребенка".
Отказы от приемных детей нечасты, но все-таки случаются. Не так давно двухлетнего мальчика усыновила дочь одного из высокопоставленных чиновников города. И через два часа привезла обратно: "Мы с ним физически несовместимы".
Дом не производит удручающего впечатления: все дети хорошо одеты, много игрушек. Однако здание давно уже нуждается в ремонте. Мечта директора - поставить в каждой группе нормальные умывальники и мини-кухни. Заходим в пищеблок. Здесь ужасно жарко и душно. В центре - две закопченные плиты образца 1978 г. Одна мясорубка уже давно вышла из строя, другая может перемалывать только морковь - ее не меняли с 50-х годов. Последние десять лет Рязанский дом ребенка не получал ни копейки на оборудование. Подарки Фонда "Фрэнк" - 8 новых холодильников, 2 стиральные машины, электроплиты - вызывают настоящий восторг. Во дворе еще один сюрприз: перевязанная праздничной лентой новенькая "Газель". "Я в первый раз без страха поеду за молочной кухней, - замечает Ольга Светова. - А еще лучше было бы построить кухню при доме". Заместитель главы администрации Рязанской области Виктор Трушин тут же возражает: "Если строить кухню, то не на 150 человек, а сразу на 1500. И переходить на хозрасчет, зарабатывать деньги".
У дверей здания нервно прогуливаются двое испанцев. "Приехали за ребенком, - сообщил их переводчик. - Их друзья в Испании недавно усыновили русского мальчика и рассказали, что в России это не так трудно и долго. На все про все уходит недели две. Мои выбрали девочку. У нее подозрение на сифилис, и никто из русских не хотел брать".