ЗА ПЯТЬДЕСЯТ лет, прошедшие с тех пор, как в Якутии был найден первый алмаз, алмазодобыча России прошла нелегкий и славный путь. Страна вкладывала огромные средства в создание промышленности, снабжавшей ее стратегическим сырьем. Кристаллы ювелирного качества стали экспортироваться через одноканальную систему сбыта "Де Бирс". Советский Союз в качестве одного из крупнейших в мире производителей алмазов органично вошел в эту систему, что уберегло рынок от дестабилизации, а цены - от катастрофического падения.
ЖИЗНЬ ВОПРЕКИ
Тяготы драматических для отечественной промышленности рыночных лет алмазодобытчики выдержали с честью. Преобразование государственного "Якуталмаза" в акционерную компанию "АЛРОСА" не разрушило единства предприятия, производство демонстрировало стабильный рост. На средства из собственной прибыли компания построила такие крупные объекты, как ГОК "Юбилейный" и шахту для подземной добычи алмазов на трубке "Интернациональная". В Нюрбинском улусе были открыты новые высокоалмазоносные трубки "Ботуобинская" и "Нюрбинская", которые обеспечат добычу на десятилетия вперед. Уже начато создание инфраструктуры нового ГОКа, в августе введена в строй пилотная обогатительная фабрика. В 1998 г. "АЛРОСА" заняла 7-е место по объему прибыли среди крупнейших российских компаний, а ее президент Вячеслав Штыров уже несколько лет входит в двадцатку наиболее влиятельных предпринимателей России. В нынешнем году, согласно "Рейтингу репутации российских компаний" журнала "Эксперт", АК "АЛРОСА" занимает 13-ю строчку в списке "стабильно авторитетных компаний".
Казалось бы, жить да радоваться, ан нет. Все, что достигнуто в последние годы, сделано не благодаря, а вопреки. Вопреки запредельным налоговым поборам (до 70% от выручки) и попыткам разрушить отношения с "Де Бирс", бросив алмазную отрасль в стихию "свободного" рынка. Вопреки принуждению быть финансовым донором израильских СП, сбывая им алмазы по заниженным внутренним ценам. Вопреки чиновничьим манипуляциям с экспортными квотами и лицензиями, выдача которых задерживалась месяцами. Словом, вопреки непрерывным усилиям лишить государство изрядной доли имущества, сдав АК "АЛРОСА" в частное владение. Финансовое истощение и банкротство компании как раз и должны были подготовить этот акт.
Квотное постановление на экспорт алмазов в нынешнем году "АЛРОСА" получила почти вовремя, в первых числах января (в 1997 г. ей не давали вывозить продукцию почти девять месяцев), хотя и под это решение пыталась подложить мину администрация президента РФ через свое Государственно-правовое управление (ГПУ). Напряженное внимание этого подразделения к "алмазным" вопросам широко известно. Именно оно в 1997 г. выдвигало против "АЛРОСЫ" голословные обвинения в неуплате налогов и нарушении валютного законодательства. В 1996-1997 гг. оно было инициатором семикратного (!) прокручивания по всем министерствам "для экспертизы" текста торгового соглашения с "Де Бирс", инициировало президентское вето на Закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", который после семилетнего (!) перетягивания каната между парламентом и администрацией президента вступил наконец в силу.
Теперь ГПУ решило поставить под сомнение правомерность продления соглашения с "Де Бирс" еще на три года. Складывается впечатление, что на этот раз кремлевские чиновники намерены сделать объектом проверки даже не производителей алмазов, а правительство, которое якобы ненадлежащим образом санкционировало пролонгацию. В послании ГПУ президенту примечателен такой посыл: "Дальнейшее сотрудничество с корпорацией "Де Бирс" будет проводиться в основном в интересах компании "Алмазы России - Саха" без учета интересов национальных производителей бриллиантов". И это сказано про компанию, которая на 70% принадлежит государству и практически на три четверти формирует бюджет Якутии! Видно, для ГПУ это ничто по сравнению с интересами владельцев нескольких ограночных СП, занимавшихся обильной контрабандой алмазов из России. Непонятно, почему ни одна обладающая реальной властью инстанция не пробовала разбираться в причинах столь трепетного отношения администрации президента к этим СП. А причины эти, видимо, очень уж весомы, если ради них приносятся в жертву валютные доходы страны и даже провоцируется конфликт премьер-министра с президентом.
ОБЪЕДИНЯЙ И ВЛАСТВУЙ
До сих пор не иссякают попытки приватизировать компанию, продать ее по частям или отделить производство от сбыта ради пресловутого контроля над финансовыми потоками со стороны заинтересованных структур. На этот раз Мингосимущества заготовило проект правительственного постановления "Об усилении государственного контроля за добычей, переработкой и оборотом природных алмазов в Российской Федерации". Свежий заголовок! Об усилении госконтроля говорилось и в правительственном постановлении от 4 января 1992 г., и в указе президента от 3 июня 1993 г. Все это не воспрепятствовало, однако, разбазариванию алмазного запаса государства, сопровождавшемуся шумными скандалами наподобие дела "Голден АДА". Причем организаторами хищений были отнюдь не производители алмазов, а высокопоставленные чиновники, выпускавшие бумаги об усилении контроля.
Впрочем, суть очередного проекта Мингосимущества не в контроле, а в создании новой "акционерной компании алмазно-бриллиантового комплекса", в которой будут соединены три государственных ограночных предприятия системы "Кристалл" (в Смоленске, Москве и Барнауле) и "АЛРОСА". Предполагается, что ограночные заводы будут акционированы и сдадут в уставный капитал часть ценных бумаг, а "АЛРОСА" внесет туда акции, находящиеся в госсобственности. Все это будет отдано в доверительное управление некой "специализированной компании, имеющей соответствующий опыт и штат квалифицированных специалистов". По замыслу, холдинг, будучи государственным, не должен подчиняться исполнительной власти, и в этом смысле его статус должен быть аналогичен статусу Центрального банка.
Этот план конкретизирует для алмазной отрасли другую заготовку того же Мингосимущества, которая называется "Концепция управления государственным имуществом". В ней сообщается, что государственная политика, основанная на данной концепции, направлена на:
" - вовлечение в гражданский оборот максимального количества объектов государственной собственности;
- использование всех государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
- повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения не свойственных им функций".
Очевидно, авторы убеждены, что государственная собственность управляется неэффективно, а потому максимальное количество объектов надо приватизировать и использовать госактивы для привлечения инвестиций, после чего государство должно переключиться на "улучшение финансово-экономических показателей" коммерческих организаций, в частности, освободить их от "выполнения не свойственных им функций".
Реализация этой затеи применительно к алмазной отрасли вступает в противоречие с антимонопольным законодательством и уставом АК "АЛРОСА", который не допускает отчуждения акций путем передачи их в уставный капитал иных юридических лиц. Нарушены будут устоявшаяся система отношений в российском алмазно-бриллиантовом комплексе и уровень государственного контроля в нем. Неясно, какая роль в предполагаемой структуре отводится Якутии, представленной в наблюдательном совете компании на равных с федеральным Центром. И еще: откуда возьмутся средства на эту структуру, если у государства их нет, у предприятий АБК тоже, а привлечь займы она не сможет из-за отсутствия кредитной истории и соответствующего имиджа?
Но больше всего настораживает вот что: промежуточное предприятие может подпасть под процедуру банкротства, а расплачиваться с кредиторами будет акциями входящих в него предприятий, которые пока принадлежат государству. Тогда возникнет угроза установления контроля над алмазно-бриллиантовой отраслью России со стороны неких заинтересованных структур, возможно, нерезидентов.
Затея с холдингом получила в прессе самые уничижительные характеристики, основанные на мнении авторитетных представителей добывающей и ограночной отраслей. Но... 16 сентября на заседании правительства РФ "Концепция управления государственным имуществом" была в целом принята, а Мингосимущество получило задание представить 30 проектов, касающихся конкретных предприятий. По крайней мере один из них - холдинг в АБК - уже готов.
ВСЕ НА ПРОДАЖУ
Возможен и другой способ передачи отрасли в руки зарубежного владельца. Недавно, находясь в Якутске, министр природных ресурсов Б.Яцкевич заявил, что его министерство подумывает выставить на тендер Нюрбинское месторождение - те самые алмазные трубки, которые открыла и начинает промышленно осваивать "АЛРОСА", уже вложив в них 300 млн. долл.
Судя по некоторым публикациям, при назначении на должность министра от Яцкевича потребовали "более динамичного управления использованием природных ресурсов". Этим эвфемизмом прикрывается стремление побыстрее раздать иностранным инвесторам и их российским компаньонам как можно большее число интересующих их объектов, тем более что принятый несколько месяцев назад Закон "О соглашениях о разделе продукции" (СРП) дает частному капиталу значительные выгоды. Именно поэтому он все активнее вторгается в освоение нефтяных и рудных месторождений, а контроль над алмазоносными территориями в Архангельской области фактически отдан "Де Бирсу".
Но пока еще в мире не было прецедента, чтобы кто-то извне взялся продать предприятие, не спросив согласия самого предприятия. А ведь в ЗАО "АЛРОСА-Нюрба" 80% акций принадлежит АК "АЛРОСА", 10% - трудовому коллективу, а 10% - администрации Нюрбинского улуса. И тем не менее желающие поторговать месторождением нашлись не только в Москве, но и в Якутске. Вскоре после того, как президентом Якутии М.Николаевым был подписан указ о создании закрытого акционерного общества "АЛРОСА-Нюрба", Институт региональной экономики (ИРЭ) АН Республики Саха выпустил доклад об "Альтернативных вариантах промышленного освоения алмазоносных месторождений", потребовав внести соответствующие изменения в президентский указ. Суть альтернативы заключается в следующем: "Учитывая тяжелое финансовое положение АК "АЛРОСА", наиболее приемлемым было бы решение задачи финансирования проекта освоения трубок "Ботуобинская" и "Нюрбинская" за счет привлечения иностранного капитала..." Далее предлагается создать консорциум из пяти участников - правительств Якутии и России, администрации улуса, иностранного инвестора и АК "АЛРОСА", которая может стать генеральным подрядчиком ("принцип распределения продукции - всем поровну, т.е. каждый участник получает по 20% прибыли"). Управление консорциумом должно быть отдано структуре, которую создадут правительство Якутии и администрация улуса.
Впрочем, иллюзии о благах зарубежного инвестирования могут развеяться в ходе подготовки к эксплуатации Куранахской группы золотых месторождений - одного из первых проектов на основе СРП. Основной учредитель "Куранахской золотодобывающей компании" - американская компания "Эко Бэй Майнз", которой переуступлены права пользования недрами от разрушенного ОАО "Алданзолото". За период переговоров Якутия уже отказалась от своей доли налога на прибыль, а плату за природные ресурсы согласилась брать по минимальной ставке 2% (АК "АЛРОСА" отдает за недропользование более 30% своей выручки). Теперь инвестор настаивает, чтобы совокупная налоговая нагрузка, как и повсюду в мире, не превышала 10-13% стоимости произведенной продукции (АК "АЛРОСА" отдает 70%). Кроме того, есть признаки, что Куранахское месторождение хотят просто "застолбить", отложив эксплуатацию на 10 лет.
Имеет ли смысл уничтожать налогами собственного производителя, чтобы передать права на недра новому инвестору?
Человечество вступает в XXI век, когда главным предметом дележа будут природные ресурсы. Их значение не смогут умалить ни открытия в сфере вторичной переработки, ни создание новых материалов и сберегающих технологий. В развитых индустриальных странах прекрасно осознают это, судя по целенаправленной работе по овладению источниками сырья.
Во-первых, снижаются цены практически на все виды минерального сырья, что ведет к банкротству наименее эффективных недропользователей и перехвату месторождений финансово сильными транснациональными корпорациями.
Во-вторых, контроль над месторождениями достигается созданием СП, поскольку законодательство многих стран не разрешает прямую покупку..
Наконец, отнюдь не утратил актуальности силовой сценарий по неоколониальной схеме, когда страна, располагающая ценными природными ресурсами, политически дестабилизируется, чтобы в итоге получить удобное для внешнего капитала компрадорское правительство.
Невнятность отечественной государственной политики в отношении природных ресурсов, подчиненность этой политики интересам тех или иных групп способствуют утрате страной экономического суверенитета. Первыми жертвами этого процесса становятся предприятия, являющие собой самое ценное достояние России.