Ныне свастика, атрибутика и приветствие баркашовцев в некоторых городах России находятся
под запретом. Фото из Интернета |
ВСЕ ПРОИЗОШЛО в считанные минуты: не успев развернуть свои знамена и плакаты, сорок пять членов "Русского национального единства" были подхвачены "под локотки" сотрудниками милиции. Национал-патриотов усадили в "коробок" и доставили в отделение милиции.
Такой наглости не ожидала ни та, ни другая сторона. Члены РНЕ были уверены, что на массовый пикет у демократически воспитанной милиции рука не поднимется. А милиционеры полагали, что, получив запрет на проведение митинга, баркашовцы не сунутся в центр города. Сунулись, за что 3 октября, помимо четырехчасового пребывания в милицейском участке, лишились всех нарисованных, нашитых и вышитых свастик, изъятых в качестве вещественных доказательств, и были осуждены судом на штраф в размере трехмесячной минимальной зарплаты (около 270 руб.).
Место встречи изменить нельзя
Место у памятника отцам-основателям Екатеринбурга де Геннину и Татищеву баркашовцы, кажется, выбрали намертво. Приглядели его весной этого года, а в мае там уже милиция задержала 23 пикетчика, но баркашовцы упрямо сообщали о новой встрече у каменных отцов-основателей. Лидеру местного РНЕ Сергею Варывдину в городской администрации мягко намекнули, что в Екатеринбурге есть два места, где можно хоть каждый день без всякого разрешения взахлеб кричать свои лозунги: перед кинотеатром "Космос" и Дворцом молодежи. Эти площадки не понравились Варывдину своим безлюдьем, потому места встречи с милицией он решил не менять и осенью.
Первого сентября Кировский суд Екатеринбурга признал недействительной регистрацию областным управлением юстиции осенью прошлого года молодежного военно-патриотического движения "Коловрат", учредителями которого были члены РНЕ. Отменой регистрации суд решение не ограничил: было предписано вообще ликвидировать такое движение, то есть запретить его деятельность во всех вариациях. Как конкретно должна проходить ликвидация объединившихся под эгидой РНЕ молодых национал-патриотов, суд не уточнил. Очевидно, последняя акция по задержанию пикетчиков и есть один из этапов операции по ликвидации.
Охладит ли она осенний пыл РНЕ - покажет время, но отказываться от визита к де-Геннину и Татищеву местным баркашовцам вроде бы не с руки: грядут всероссийские выборы, и именно это место сделало их известными далеко за пределами области.
Испытание славой
Известность грянула как-то неожиданно. Более пяти лет зрели местные националисты, РНЕ создавало собственные дружины по наблюдению за нравами горожан, сверкало свастикой на месте расстрела царской семьи, и никто из властей вроде бы не замечал их присутствия. Очевидно, из властных окон неонацисты казались нестрашными патриотами, эдакими чудиками в черной форме. Даже судебный процесс над членами одной из дружин РНЕ, которые врывались в квартиры и изымали у граждан что попало - от наркотиков до золотых изделий, - было приказано не переводить в процесс политический. Из зала суда выгнали всех журналистов и посоветовали им забыть, что подсудимые - члены "Русского национального единства".
Все переменилось, как только развернулась предвыборная кампания на пост губернатора области, то есть весной нынешнего года. Основные кандидаты начали публично соревноваться в своем неприятии фашизма. После очередного пикета РНЕ в центре города одно из информационных агентств, работающих на действующего губернатора Эдуарда Росселя, решило показать, какой нехороший в Екатеринбурге мэр: в то время как мэр Москвы и лидер "Отечества" Лужков борется с баркашовцами, Чернецкий разрешает им выступать в центре города. Чернецкий считался главным противником Росселя на выборах, потому разоблачительные статьи о потакательстве фашизму в Екатеринбурге появились в центральных СМИ. В ответ Чернецкий дал указание городской прокуратуре строго пресекать любые попытки выступления баркашовцев. В противовес РНЕ при губернаторе тоже поспешили проафишировать борьбу: создали антифашистский фронт.
На Варывдина сотоварищи срочно наложили множество запретов, а местные журналисты каждый раз просили прокомментировать местного босса от РНЕ, как он относится к этим действиям. Такой парадокс: Варывдин превратился чуть ли не в постоянного политического эксперта и, не таясь, высказывался по всем областным скандалам. Факел РНЕ не затухал, в то время как с членов движения постоянно взимались административные штрафы, а в областной административный Кодекс внесли поправку "О запрете распространения фашистской символики". Поправка, можно сказать, для России революционная, если бы не дальнейшее пояснение: "...в целях пропаганды фашизма". Вряд ли отыщется разумный человек, который добровольно признается, что рисовал свастику и носил ее ради призыва к фашизму.
На сегодня венцом борьбы с фашизмом можно считать сентябрьский суд по поводу "Коловрата". Кстати, впервые в России этот суд записал в решении, то есть узаконил то, о чем давно вещали с трибун: "деятельность свердловского областного политического общественного движения "Русское национальное единство", как подразделения общероссийского движения, направлена на разжигание национальной розни. Анализ текстов печатной продукции РНЕ позволяет сделать вывод о наличии в газетах и листовках РНЕ пропаганды войны и насилия, что противоречит положениям Конституции РФ". Не менее революционен для нашего правосудия и другой абзац данного решения: "Суд считает, что нет необходимости доказывать истоки происхождения символики РНЕ... атрибутика, присущая фашизму, не может не оскорблять национальное достоинство граждан страны, пережившей ужасы войны с фашизмом". Естественно, подобного резкого решения суда Варывдин, уже привыкший к мелким штрафам, не ожидал и тут же подал кассационную жалобу в областной суд.
Уголовное дело
На лояльность суда областного баркашовцам вряд ли стоит рассчитывать, поскольку описанное решение - подготовка к основному бою с фашизмом, который должен состояться накануне выборов в Государственную Думу. Борьбу с РНЕ правоохранительные органы решили вывести на уголовный уровень. Дело по факту разжигания национальной розни (статья 282 УК РФ) было возбуждено еще 4 марта нынешнего года. Тогда во время обыска в офисе местного отделения РНЕ и в клубе "Виктория", где велась боевая подготовка членов движения, были изъяты масса националистической литературы, а также список членов движения из 110 фамилий. Следствие по делу ведет городская прокуратура. Как нам стало известно, уже сейчас допрошены почти все члены РНЕ из найденного списка, и документы готовятся для передачи в суд. Согласно установленным законом срокам, документы в суд должны быть переданы до 4 декабря.
Свои люди
Суд портит все разработанные планы борьбы за власть. В конце июля в региональные отделения РНЕ лидер движения Баркашов прислал инструкцию о действиях во время предвыборной кампании. Он обязал руководителей РНЕ "выдвигать себя и своих соратников во всех одномандатных округах". Причем рекомендовал не всегда действовать открыто, "лучше всего уже после регистрации (не ранее) во всех агитационных материалах и выступлениях указывать, что он соратник Баркашова". Пока, изучая областной список независимых кандидатов, заявивших о своем желании баллотироваться в Госдуму, мы не нашли явных национал-патриотов. Зарегистрировался лишь один сторонник РНЕ - господин Усольцев, адвокат движения, неоднократно заявлявший о своих симпатиях идеям патриотов. Сколько подобных конспираторов прорвется во власть, трудно угадать. Но, видимо, в Свердловской области ставка делается все-таки на них, а не на официально зарегистрированный Центризбиркомом предвыборный "Национальный блок", куда помимо "Русского национального единства" входят движения "Спас" и "Возрождение". На раскрутку неизвестного в области блока у националистов не хватит ни сил, ни денег, а наскрести на эмиссаров, пропагандирующих "русскую идею", они сумеют.