ОАО "Северсталь" поставляет свою продукцию более чем в 70 стран мира. Фото автора |
БЫВШИЙ Череповецкий металлургический комбинат (ЧМК), а ныне ОАО "Северсталь", похоже, стал одним из немногих российских предприятий этой отрасли, которые относительно спокойно пережили антидемпинговые разбирательства между Россией и США по экспорту российской стали и их главное следствие - резкое сокращение продаж своей продукции в эту страну. Здесь всегда старались не акцентировать все внимание на американском рынке, как это делали другие российские металлургические комбинаты. Доля продаж металлопродукции "Северстали" в США составляла около 30-33% всего экспорта предприятия. После антидемпинговых разбирательств она снизилась практически до нуля - на сегодняшний день продаж в США нет совсем. Последние поставки в Америку закончили в августе, новые контракты не заключали и ждали полного урегулирования ситуации по межправительственным соглашениям, заключенным Россией и США.
"Северсталь" - оазис в "вологодской пустыне"
Череповецкий металлургический комбинат сегодня - крупная самодостаточная компания, являющаяся фактически городом в городе и лидером в своей отрасли. Предприятие занимает территорию в несколько десятков квадратных километров. Огромные переплетающиеся металлоконструкции, трубы и цеха впечатляют своими масштабами. На "Северстали" сегодня работают около 46 тыс. человек и вовремя получают деньги (средняя зарплата на комбинате - самая большая в отрасли - 3715 руб. в месяц).
Оправившись после августовского кризиса и антидемпинговых процессов, когда "Северстали" пришлось выплачивать солидные суммы кредитов, накопившиеся долги по зарплате и платежам в бюджеты и внебюджетные фонды, за первые семь месяцев этого года предприятие увеличило выпуск чугуна на 104%, стали - на 101,5%, проката - на 102,4%. В 1999 г. металлургический комбинат в два раза увеличил выплаты в бюджеты всех уровней и сегодня не имеет никаких долгов, причем 90% налогов в областной бюджет предприятие платит деньгами. По примерным подсчетам, казна Вологодской области на 60% пополняется за счет денег ОАО "Северсталь", так что здесь вполне применима известная формула: "что хорошо для металлургического комбината, хорошо для области".
Руководит и владеет солидным пакетом акций предприятия команда молодых менеджеров во главе с 34-летним генеральным директором Алексеем Мордашовым и председателем совета директоров Юрием Липухиным.
"Северсталь" сегодня - это не просто Череповецкий металлургический комбинат. Она контролирует созданный ею Меткомбанк, обслуживающий не только предприятие и его рабочих, но и являющийся одним из самых влиятельных банков на Северо-Западе России. В холдинг ОАО "Северсталь" входят недавно приобретенный Череповецкий сталепрокатный завод, ряд транспортных фирм, включая несколько самолетов, городские СМИ (телеканал и несколько газет), компания "Северсталь-Инвест", поставляющая продукцию предприятия автомобильным заводам и являющаяся их официальным дилером в регионе. Кроме того, под контролем металлургического комбината находятся крупные пакеты акций Ковдорского, Оленегорского и Костомукшского ГОКов, что позволяет "Северстали" иметь стабильные поставки сырья, а горно-обогатительным комбинатам - помощь в организации производства, оборотные средства и мазут для отопления зимой поселков горняков.
Увы, несмотря на то что Череповецкий металлургический комбинат сегодня не бедствует, предприятие не особенно заботится о том, чтобы построить дома для расселения людей, проживающих в санитарно-защитной зоне вокруг производственных площадей. Еще в 80-х годах комбинат обязали выполнить эти требования законодательства. Однако за истекшие годы ОАО "Северсталь" построило только 16 из необходимых 26 новых домов, куда бы смогли переехать череповчане. К возведению последней новостройки приступили еще в 1993 году, и только спустя шесть лет в сентябре одолели два подъезда десятиэтажного дома, куда в 150 квартир улучшенной планировки сейчас переезжают новоселы. Это жилье им достается бесплатно в экологически чистом месте.
Но в ближайшее время Череповецкий металлургический комбинат не собирается вкладывать большие средства в строительство остальных домов, из которых мог бы вырасти целый мини-город за Шексной.
"Мы потеряли около 20-30 миллионов долларов"
Именно такую цифру назвал корреспонденту "НГ" начальник управления экспортом ОАО "Северсталь" Владимир Крайнов в качестве потерь компании после принятия США антидемпинговых мер против российских металлургов. Сумма ущерба складывается из 20-30-долларовой разницы в цене на металлопродукцию в США и на остальных рынках. Череповецкий комбинат ежегодно поставлял порядка миллиона тонн металла на американский рынок. Сегодня не поставляет уже ничего, однако сумел справиться с этой ситуацией и быстро компенсировать свои объемы производства и продаж, потеряв деньги только на разнице в ценах.
Положение не только российских, но и крупнейших мировых производителей металлопродукции, для которых США в конце прошлого года практически закрыло свой рынок, по признанию специалистов ЧМК, спасла Юго-Восточная Азия. Она к тому времени смогла оправиться от экономического кризиса и стала в солидных масштабах закупать металл. Если бы этот рынок не открылся, то, по мнению Владимира Крайнова, у производителей стали вполне мог бы разразиться мировой кризис, который обернулся бы коллапсом многих предприятий в Бразилии, России, на Украине и в Казахстане и сокращением их мощностей на 20%. А сейчас за счет азиатских стран мировой рынок металла оказался даже более сбалансированным, чем был два или полтора года назад. Портфель продаж "Северстали" сегодня равномерно распределен между Центральной и Южной Америкой, Северной Америкой, Европой, Ближним Востоком, а также Африкой и Юго-Восточной Азией.
В отличие от большинства российских металлургических предприятий, ОАО "Северсталь" поддержало межправительственные соглашения между США и Россией, заключенные в июле после продолжительных переговоров правительств двух стран. Несмотря на 64-процентные сокращения поставок металла на американский рынок, на предприятии считают, что лучше такое соглашение, чем полное закрытие рынка США. И хотя часто 5-процентная экспортная пошлина "съедала" эффект от больших объемов продаж, высоких закупочных цен и платежеспособности американских покупателей, на "Северстали" главную ценность сохранения российских (а в первую очередь своих) поставок в США видят в другом. "Для нас этот рынок очень важен требовательностью покупателя, - заявил корреспонденту "НГ" начальник управления экспортом комбината Владимир Крайнов. - Они очень не любят свои собственные стандарты и пишут к ним по нескольку листов дополнений и исключений. В результате американский рынок имеет очень важное развивающее значение". Если бы рынок США был окончательно потерян для российских металлургов на ближайшие годы, то вернуться на него стоило бы предприятиям громадных усилий и средств.
Сейчас на ОАО "Северсталь" ждут, когда на основе двух уже принятых межправительственных соглашений будут доработаны и приняты все остальные соответствующие документы (в частности, механизм лицензирования) и станут ясны квоты, в пределах которых российские предприятия смогут поставлять свою металлопродукцию на американский рынок. Неясной остается и судьба поставок стали в США, которые Череповецкий металлургический комбинат заканчивает в этом году по ранее подписанным контрактам. Каким-то образом из поля зрения готовивших межправительственное соглашение выпала уже отгруженная американским покупателям сталь, а также тот металл, который уже находится по дороге в США, заказанный и оплаченный несколько месяцев назад и на днях должен быть продекларирован в американских портах.
Решения российского правительства о том, какие металлургические предприятия получат квоты на американском рынке, в Череповце ожидают уже в сентябре, тем более что, по словам начальника управления экспортом предприятия Владимира Крайнова, "квоты 2000 года - это уже производство ноября. Теоретически уже сейчас можно продавать металл в США; если бы мы знали механизм, который будет утвержден и какие количества будут определены, мы бы уже вели переговоры". На "Северстали" надеются договориться с другими российскими поставщиками стали в США о квотах, не ожидая силового решения федеральных властей.
В поисках выгоды
Одной из составляющих более или менее стабильного положения "Северстали" является ориентация на производство металлопродукции с высокой добавленной стоимостью - сложных и высокотехнологичных марок стали. По словам генерального директора Череповецкого металлургического комбината Алексея Мордашова, такая установка позволяет предприятию зарабатывать дополнительные деньги и иметь устойчивое положение на рынке: "Все очень просто - чем выше добавленная стоимость на продукт, тем больше прибыли вы от него получите и тем меньше количество конкурентов, которые могут сделать такой продукт". Поэтому ставку на ЧМК делают на производство такой стали, которой клиенты практически не смогут найти замену.
Молодая команда управленцев Череповецкого металлургического комбината, добившись лидерства "Северстали" среди российских предприятий этой отрасли, не намерена останавливаться на достигнутом и сегодня ставит задачу конкурировать уже не только на отечественном, но и на мировом рынке. Комбинат за последние годы существенную часть прибыли тратит на инвестиции в реструктуризацию и модернизацию своего производства, замену старого оборудования новым, порой не имеющим аналогов в нашей стране, практически ничего не занимая на эти цели. Так, в июле этого года на "Северстали" начала работать первая в России полностью автоматизированная электросталеплавильная шахтная печь германской фирмы "Фукс". Она должна производить в год до 1 млн. тонн высококачественной стали при значительном снижении времени плавки и расходов на электроэнергию и материалы. На ее приобретение предприятие потратило 24 млн. DM собственных средств. В этом году, по оценкам генерального директора Алексея Мордашова, комбинат инвестирует в производство около 100 млн. руб. и в целом рассчитывает собственными силами довести свое производство до мирового уровня.
Уже сегодня предприятие ставит перед собой сверхзадачу - создать собственные сети сбыта в России и за рубежом. Руководство хочет иметь прямые контакты с покупателями, чтобы оперативно реагировать на их потребности, хочет не только компенсировать десятки миллионов долларов, которые он теряет из-за работы трейдеров, но и получить устойчивое положение на международном рынке.