В НЕСКОЛЬКИХ московских рыбных магазинах и ресторанах, куда обратился ваш корреспондент, приехав из Владивостока, были немало озадачены вопросом: есть ли у них рыба калуга? Никто из собеседников не смог припомнить даже, когда она была на прилавке или в меню в последний раз. А одна молоденькая девушка-продавец в "Океане" наивно переспросила: "А калуга - это рыба?" Пришлось провести мини-лекцию и объяснить, что калуга - это не только название старинного русского города на реке Оке, но и одной из самых ценных промысловых рыб Дальнего Востока.
В прошлом эта рыба-великан (длина взрослой калуги - до 5,6 метра, вес - до одной тонны), относящаяся к семейству осетровых, была на Амуре, Уссури и в самом крупном на Дальнем Востоке озере Ханка достаточно обычным объектом промысла. Известный русский путешественник Пржевальский описывал в своих заметках, как рыболовецкая артель брала за сезон до сотни многопудовых осетров и калуг. Еще в середине нынешнего столетия отлавливались экземпляры рыбин весом до 1200 килограммов и более, причем факт поимки самой крупной калуги был достоверно зафиксирован именно на Ханке.
Но это было, как говорят, "не в этой жизни". Ныне подобные особи, увы, на озере уже не встречаются. Сейчас только река Амур может похвастать великанами до 600-800 килограммов. В Ханку же в последние годы в единичных экземплярах заходят 100-120-килограммовые "недоростки". Ихтиологи объясняют снижение численности и веса калуги в озере целым рядом экологически социально-экономических факторов, в том числе и международного характера. По озеру Ханка проходит 70 километров границы России и Китая - Приморского края и провинции Хэйлунцзян. Из более 4 тыс. кв. километров площади озера три четверти расположено в России. В него впадают реки Лефу, Мо, Синтуха и ряд других, а вытекает Сунгача, являющаяся притоком Уссури, впадающей в Амур. Калуга в естественных условиях нерестится только в Амуре, в Ханку заходит лишь на откорм, а затем вновь уходит в Амур. Между тем природоохранные проблемы на Ханке приняли в последние годы острый характер. В частности, за последние десятилетия много гербицидов и пестицидов с полей сразу двух берегов - России и Китая - попало в Ханку. Кроме того, китайские рыбаки перегородили всевозможными снастями Уссури и его приток, по которым мигрируют осетровые. Таким образом, вероятность захода этих рыб в Ханку еще более снизилась.
Но определенный выход из этой ситуации российские рыбоводы недавно нашли. Минувшим летом впервые в истории Ханки было предпринято искусственное зарыбление озера мальком калуги. В два приема в южную часть водоема было выпущено в "самостоятельную жизнь" 5 тысяч пятиграммовых калужат. Предварительно они набрали вес и окрепли в выростных прудах рыбхоза ЗАО "ЛуТЭК". Специалисты считают, что кормовая база озера позволяет разводить калугу безо всякого ущерба для остальных обитателей Ханки, например, сазана или верхогляда. Кроме рыбхоза, к эксперименту на озере причастны еще несколько организаций - Комитет рыбного хозяйства Приморского края, ТИНРО-центр, ассоциация "Ханка".
Будет ли успешно их совместное начинание, покажет время. Несмотря на оптимизм авторов проекта (они ожидают, что ежегодно из озера можно будет получить до 100 тонн вкуснейшего деликатеса), серьезные проблемы все-таки остаются.
Сейчас важно, чтобы молодь калуги прижилась и уцелела. Калуга, которая является выраженным рыбным хищником, сама может стать жертвой, хотя за незаконный ее промысел в России можно угодить под уголовную статью, и даже за одну рыбину (независимо от размера) можно нарваться на весьма крупный штраф.
Многое будет зависеть и от китайской стороны. Для жителей приграничных китайских поселков, плотность населения в которых на несколько порядков выше, чем в российских, рыболовство на Ханке - единственное средство дохода. Поскольку китайская часть озера, которая занимает примерно четверть всей его площади, давно поделена рыбаками и пронизана сетями, обделенным приходится, рискуя иногда даже жизнью, пробираться на российскую территорию. Особая пора наступает перед китайским Новым годом (в 2000 году он приходится на начало февраля). Именно в это время местной погранзаставе приходится усиливать наряды из-за увеличения попыток незаконного лова китайцами. Ближе к празднику цена на рыбу, которая является почетным блюдом на новогоднем столе, в Китае резко возрастает. Например, оптовая цена на водящийся в Ханке верхогляд, который нашими рыбаками почему-то не очень ценится, доходит порой до 8 долл. за килограмм.
А теперь вот появился новый соблазн - калуга. Впрочем, риск велик. Минувшей зимой по взаимной договоренности пограничники двух стран проводили совместные рейды по контролю за соблюдением режима госграницы на озере. Некоторые браконьеры вместо того, чтобы сесть дома за праздничный новогодний стол, сели на тюремные нары. Подобные совместные рейды планируется проводить и в будущем.