ДЛЯ ТЮМЕНСКОГО ОАО "Кондпетролеум" прохождение конкурсного производства - период не только становления предприятия, стабилизации и наращивания добычи нефти, но и трудный путь юридической процедуры.
Судьбу предприятия решают кредиторы. По их инициативе возбуждена процедура банкротства, они же следят за каждым шагом нефтяного предприятия. Однако не все так гладко к конечному результату. Напомним, что первые торги, назначенные на конец августа, не увенчались успехом: желающих приобрести имущество за 170 млн. долл. не оказалось.
По этому поводу 16 сентября с.г. в Ханты-Мансийске состоялось заседание комитета кредиторов, которое должно было вынести решение о назначении повторных торгов, определиться с ценой и, самое главное, ответить на вопрос: что впереди - телега или лошадь?
Лицензия на право недропользования или имущество? Точного ответа на этот вопрос в Законе о несостоятельности (банкротстве) нет. А всякая неточность в законе дает возможность лицам, не заинтересованным в продаже (а может, и очень заинтересованным), толковать его по-своему, направлять закон туда, куда он никак не идет. Именно по этому поводу разгоряченные представители Ханты-Мансийской администрации вступили в длительную полемику в самом начале пути и продолжали путь дебатов в течение последних месяцев.
Юридической службе конкурсного управляющего пришлось обратиться в Минтопэнерго за разъяснениями: как продавать предприятие? Вместе с лицензией или вначале - имущество, а потом получить право на владение недрами?
Ответы из министерств юстиции, природных ресурсов, топлива и энергетики явно не устраивали представителей администрации округа: продается имущество, а затем - право на недра. А потому заместитель главы администрации ХМАО по недропользованию В.И. Карасев демонстративно покидает заседание комитета кредиторов, а председательствующий Г.А. Амиров и вовсе отказывается председательствовать.
Благое дело, кворум был, и комитет кредиторов накануне собрания принимает решение о назначении повторных торгов на 21 октября со снижением стоимости до 145 млн. долл. На следующий день собрание кредиторов единогласно поддерживает решение комитета. Итак - впереди торги.
Чем же мотивируют свое несогласие с решением собрания кредиторов представители округа? Суть в том, что в Законе о банкротстве процедура продажи имущества и лицензии прописана достаточно кратко: преимущество на право приобретения лицензии имеет его владелец. Вот и ухватилось окружное начальство за возможность откусить от пирога: вначале продается лицензия, а там - как получится. В крайнем случае - одновременная продажа (как технически удовлетворить такое предложение - не совсем понятно). Как бы ни трактовало закон окружное начальство, понятно, что, если закон говорит о преимущественном праве владельца, он (владелец) изначально должен существовать. Или появиться. А затем и воспользоваться своим преимущественным правом. Что очень не нравится В.И. Карасеву, выражающему позицию губернатора. Потому и появляются высказывания типа "все для народа".
Тут уже губернатор ХМАО А.В. Филипенко считает, что продажа предприятия несвоевременна и должна проходить по иной схеме: "Уверен, мы найдем такие формы и условия, которые позволят удовлетворить интересы и кредиторов, и коллектива ОАО "Кондпетролеум", и жителей города" ("Югра-информ", 20.09.99). Вспоминается по этому поводу анекдот о провинциале, который делился своими впечатлениями от поездки в столицу в брежневские времена: "Там - все для человека, все во имя человека... И я видел этого человека".
Напрашивается вопрос: что мешало найти те самые "формы и условия"? Ведь с начала конкурсного производства прошло более 10 месяцев. И если у окружного начальства "не течет над головой", то кредиторы устали и хотят возврата положенных им средств. Нельзя не учитывать, что кредиторы - это предприятия с многочисленными коллективами, чье будущее висит "на волоске". Сколько из них к тому моменту, когда округ продиктует свои условия, прикажут долго жить, придавленные грузом собственных долгов? Сколько человек лишатся рабочих мест? Такой анализ вряд ли проводился в окружной администрации - не до того!
Как бы то ни было, торги назначены, стоимость определена. Какие еще аргументы по этому поводу могут быть "использованы" округом? Ясно одно: подобного рода разногласия лишь снижают первоначальную стоимость предприятия, идут во вред и АО "Кондпетролеум", и кредиторам, и в целом жителям города и округа.