Здесь за колючей проволокой Яваса в основном отбывают наказание москвичи, поэтому и ждут они помощи от мэра Юрия Лужкова. |
КАРТИНА хозяйственной деятельности Дубравлага (как по старинке называют сеть лагерей в мордовских лесах) сегодня далека от идеальной - кризис прошлого года отразился и на работе местных предприятий. Оборотных средств для поднятия местных промышленных предприятий явно не хватает. Все они сегодня работают только на конкретные заказы, которые поступают нерегулярно и в ограниченных количествах.
Шесть местных колоний исполняют заказы по "швейке", которые ориентированы на Москву и московские фирмы: как правило, это пошив разного рода рабочей одежды. Обшивает "зона" и Северный флот - шинели, бушлаты и телогрейки. Система расчетов с заказчиками получается многоступенчатой: коммерсанты привозят сырье, здесь из него шьют и расчет получают сырьем же. Из него кое-что осужденные шьют уже для себя, остальное - на рынок. Вырученные деньги идут на закупку продуктов. При этом Учреждение ЖХ-385 еще платит налоги в бюджет Зубово-Полянского района, на территории которого находится вся система, а это 1 млн. 200 тыс. руб. в месяц. Серьезная пробуксовка наблюдается сегодня в деревообработке - традиционной отрасли здешних мест: раньше осужденные занимались изготовлением мягкой и корпусной мебели, пользовавшейся большим спросом среди местного населения. Сегодня цены и на нее, и на остальную продукцию взлетели так, что главный упор делается на самозаготовку. Местная база позволяет заготавливать где-то 260 тыс. кубометров березы и осины в год. В прошлом году заготовлено всего 13 тыс., но в этом году Учреждение понемногу выравнивается - только за первый квартал заготовлено уже 18 тыс. По мере возможности приобретается техника, чтобы на местном сырье понемногу увеличивать производство.
Начальник Учреждения ЖХ-385 Владимир Краснокутский помимо непосредственных обязанностей вынужден заниматься еще и хозяйственной деятельностью:
Начальник Учрежения ЖХ-385 Владимир Краснокутский озабочен проблемами выживания подотчетного ему ведомства. Фото Юрия Кемаева |
- Заводы по матушке России рассыпались, станки и мощности отправляют на металлолом, вот и ездят наши "гонцы", приобретая понемногу отовсюду. Из Нижнего Новгорода привезли старое оборудование, мы по мере сил его восстанавливаем, так что уже в начале осени (если только вдруг доллар опять не подскочит) начнем на нем делать фанеру. Потребность в ней велика, так что "зона" берется заполнять эту нишу.
Из других направлений можно выделить сотрудничество с соседями из Сарова. Они дают сырье и материалы для обработки нужных им деталей из титана, а Дубравлаг предоставляет рабочие руки, цеха, производственные помещения и т.д.
Полируем саровские заготовки, доводим их до кондиции, а потом отправляем обратно. Около 10 тыс. штук уже сделали, так что сотрудничество будет продолжаться. Что за детали - не знаем, да нам это и неинтересно. Главное, что получаем за работу "живые" деньги, а это - перспектива выживания. Сегодня мы активно сотрудничаем и с кабельными предприятиями, в основном из Самары, делаем кабельные барабаны из древесины. Нам это тоже очень выгодно - за эти барабаны получаем кабель, который потом всегда можно продать или удачно обменять на любой товар. Так и живем.
В этом году планы выполняются процентов на 90: полностью получаем пайки, заработную плату, питание и на содержание осужденных. Это связано и с переходом в систему Министерства юстиции. Опасения в связи с этим понемногу рассеиваются: стало легче получать необходимое финансирование, выделены статьи расходов на медицину и т.д. Поначалу мы, к сожалению, потеряли около 700 человек личного состава (из 7100). Все это молодые ребята и женщины, которые побоялись потерять какие-то льготы и ушли. Сегодня мы набрали молодежи, многие пришли из специальных учебных заведений (только очно сейчас учатся 120 человек). В этом году к нам придет больше 30 человек со специальным образованием, для которых мы уже готовим места. Тем не менее сегодня 468 штатных единиц только в охране лагерей отдано женщинам. На женских колониях этот процент составляет почти 100, но уже служат девчонки и на мужских "зонах". Правда, главк нам долго не разрешал идти на такой шаг. Что делать - рискнули, и сегодня проблем никаких нет.
На "ветке" Дубравлага проживает 18 тыс. населения, из них 7100 работают на охране. Имеются свои детские сады, школы, поликлиники, котельные, аптека, железная дорога, холодильные установки - все автономное, как в маленькой республике. Плюс налоги в районный бюджет - 17 млн. руб. в год.
- Из 16 колоний 13 у нас активно занимаются производством, поэтому получается так, что помимо налогов мы должны еще изыскивать средства, чтобы платить зарплату врачам и учителям Зубово-Полянского района. Мы вполне могли бы осилить все это, но беда в том, что продукция, которую мы производим, в районе не нужна. Району нужны "живые" деньги, а бартер связал нас по рукам и ногам. Поэтому сейчас приходится ставить вопрос о передаче наших налогов (в виде продукции) республике. Если это удастся, мы сможем обеспечить постельными принадлежностями все больницы, детские сады и т.п. по всей Мордовии. У нас есть возможности рассчитаться с республиканским бюджетом, необходимо только их грамотно реализовать.
Хозяйственные проблемы - это вечная головная боль администрации, но есть и другая - туберкулез. Две с лишним тысячи больных - это очень сложная категория осужденных. Вот если бы их каким-то образом отправить на гражданку... Хотя сами они говорят, что на воле лечить их, а тем более кормить, как в зоне, никто не будет. Сегодня мы в месяц тратим на лечение туберкулезников от 900 тыс. до миллиона рублей. Зато по всероссийской программе практически ничего не получаем. Главк помогает, чем может, процентов на 30 от потребности, поддержку оказывает республика по линии медстрахования, Минздрава и т.д. Но все равно проблем более чем достаточно. Сейчас удалось как-то стабилизировать обстановку, а то до недавнего времени было около 200 человек с недостаточным весом - дистрофиков, которых в наших условиях вообще лечить очень трудно. В прошлом году в зонах умерло больше 20 человек - больные туберкулезом в тяжелейшей стадии, с распадом легких, которым лечение уже не помогало.
Колония для наркоманов, где содержится более 1000 человек, - это тоже постоянная болевая точка. Большинство осужденных (около70%), отбывающих в ней свой срок, - из Москвы и области. Но по лечению наркоманов мы практически ничего не имеем. Что сами как-то достаем, тем и лечим.
Сейчас в ЖХ-385 готовят письма на имя Юрия Лужкова и правительства Московской области с просьбой оказать какую-то помощь своим гражданам. В Явасе надеются на то, что найдется возможность каким-то образом подключить их к московским программам помощи наркоманам. Тем более что система лагерей в Мордовии создавалась еще и затем, чтобы очистить Москву-матушку от разного рода нежелательных элементов...
- Вот так сегодня и живет тюрьма... Окаянное это дело!.. Но ведь и этим кто-то должен заниматься.