Самарское ОАО "Кондитерское объединение "Россия" поражает сегодня не только размерами своей территории, но и самой современной организацией труда Фото автора |
Сегодня, когда рекламные видеоклипы со ставшей знаменитой речевкой "Россия" - щедрая душа" и фирменные знаки объединения не сходят с телеэкранов (их ежедневно показывают буквально на всех центральных каналах), швейцарской принадлежностью самарской "шоколадки" никого не удивишь и не испугаешь. Но когда в Самаре решились на эту своеобразную "свадьбу" своей шоколадной фабрики с богатым иностранным партнером, общественностью это было воспринято далеко не однозначно. Помнится, в газетах (особенно - национал-патриотических и левой ориентации) появлялись достаточно резкие публикации - мол, нашу "Россию" продают иностранцам, шоколадная гордость страны достанется зарубежным капиталистам, которые спят и видят, как бы разорить нас и пустить с сумой по миру... В губернии тогда бушевали своеобразные "шоколадные страсти". И при этом полной уверенности в правильности предпринимаемого шага не было даже у руководства предприятия.
- Мы тоже опасались - не закроют ли нас иностранцы, - говорит генеральный директор ОАО "Кондитерское объединение "Россия" Алексей Хомяков. - Поэтому сразу весь контрольный пакет на продажу не выставили - продали 49% акций за 19,7 млн. долл... Я считаю, неплохо тогда поторговались. Торг вели жестко, доходило дело до прекращения переговоров, но в результате, скажем, только к прошлому году в одну шоколадную фабрику было инвестировано 45 млн. долл. и еще 30 млн. мы осваиваем до начала 2000 г. "Nestle" - это не "новый русский", который возьмет сегодня деньги, а завтра - хоть трава не расти. "Nestle" рассчитывает на десятилетия вперед...
Обычно в России приданое за невестой дают, а тут получилось несколько "по-азиатски": с "жениха" самарцы настоящий "калым" получили - почти два десятка миллионов "зеленых". Причем к взаимному удовольствию обеих сторон. Дело в том, что к началу гайдаровских реформ самарская "Россия" подошла без запасов сырья на складах, а на счету у предприятия оставалось всего 88 тыс. долл. Выжить с таким "оборотным капиталом" и тем более развиваться было просто невозможно. Пару лет крутились как могли: получали какао-бобы под случайно подвернувшийся госзаказ, брали кабальные кредиты... И одновременно искали надежного платежеспособного инвестора. "Сватов" от "России" засылали и к "Марсу", и к другим "шоколадным королям", но не вышло - видимо, "не сошлись характерами".
Подыскивал себе российскую "невесту" и швейцарский "жених". И тоже не спешил сразу взять первую попавшуюся: как потом оказалось, на "Nestle" остановили выбор на самарской фабрике, только предварительно проанализировав работу 24 кондитерских предприятий России. В итоге долгого "сватанья" в конце концов ударили по рукам и началась совместная жизнь самарской фабрики и богатого иностранного хозяина.
- Для нас было важно, что "Nestle" - самая демократичная фирма среди западных производителей шоколада, что она старается работать в соответствии со вкусами местного рынка, - подчеркивает специфику швейцарских партнеров Алексей Хомяков. - Помимо прямых денежных инвестиций мы получили в результате заключения союза с этой фирмой возможность приобретать лучшее в мире оборудование и материалы по самым низким, льготным ценам (потому что эта корпорация имеет постоянную скидку у всех поставщиков), а также использовать накопленный швейцарцами громадный опыт маркетинга, рекламу и научный потенциал. "Nestle" тратит на науку где-то полмиллиарда долларов в год, и любые наши предложения можно исследовать в лабораторных условиях. Кроме своих идей и рецептур мы получили общеизвестное швейцарское качество в технологиях. После приобретения в начале 1995 г. "Nestle" контрольного пакета акций "России" швейцарская компания начала работу по техническому оснащению и промышленному переоборудованию предприятия. Были реконструированы две линии по производству шоколадных масс, создана новая лаборатория европейского уровня для контроля качества продукции, в том числе микробиологического. Налажено обучение "российских" специалистов. На самарской "шоколадке" построен новый 3-этажный корпус, где запущена современная линия по производству батончиков "Nuts", ранее поступавших в страну только по импорту, налажен выпуск шоколада "Nestle Klassik", белого плиточного шоколада и других видов "фирменной" продукции компании из швейцарского городка Вевей на берегу Женевского озера.
Специалистами "Nestle" и "России" в 1996 г. был разработан первый российский шоколадный батончик "Ш.О.К." - "Шоколад отличного качества", ставший сегодня привычным и любимым и в столице, и далеко от Москвы. Кстати, самарский "Ш.О.К." успешно конкурирует со "Сникерсами", "Марсами" и другой широко разрекламированной продукцией "разных прочих" именитых фирм. Большие капиталовложения швейцарской компании позволили внедрить в Самаре современные системы управления производством, автоматизированного учета рабочего времени и начисления зарплаты. Много было сделано по внедрению новых технологий подготовки сырья - очистки, дебактеризации и обжарки какао-бобов, производства какао-порошка на уровне высших международных стандартов.
В итоге совместной работы за 4,5 года сотрудничества объем продукции, выпускаемой на самарской шоколадной фабрике, более чем удвоился: если в 1994 г. было продано 22,8 тыс. тонн изделий, то в минувшем реализовано свыше 51 тыс. тонн разного шоколадного дива (более 200 наименований) с фирменным знаком "России". Причем качество продукции подтверждается международными призами, медалями и дипломами. По выпуску шоколадных плиток самарская фабрика вышла на первое место на внутреннем рынке страны. А генеральный директор объединения ставит перед собой и коллективом предприятия новую цель - в начале нового тысячелетия довести мощности "России" до 100 тыс. тонн шоколадных изделий в год. И считает ее достижение вполне реальным.
- Мы имеем 4 крупных проекта, - говорит Алексей Хомяков. - Одни из них уже реализовываются, другие пока не афишируем. Среди наших проектов - возведение нового корпуса на кондитерской фабрике, ввод в строй новой линии на шоколадной, расширение участка по производству шоколадных масс. Изменили ряд технологических процессов (например, технологию размельчения и расфасовки жмыха). И, главное, делаем все это в срок, не останавливая и не снижая производство, а наращивая его темпы.
В начале июня "Россия" устроила "День открытых дверей" для руководства Самары и области, представителей Ассоциации кондитеров России, иностранных гостей и партнеров, многочисленных журналистов. Его приурочили к запуску в эксплуатацию линии по производству популярного шоколадного напитка "Nesquik" и новых мощностей по дебактеризации какао-бобов. Выступивший на торжествах по случаю нового производства управляющий директор ООО "Nestle Food" в России г-н Андреас Шлэпфер заявил, что за годы после покупки акций "России", "Nestle" уже вложила в модернизацию ее оборудования и пуск новых линий более 70 млн. долл., и при этом корпорация намерена и впредь финансировать инвестиционные проекты на своем самарском предприятии, которое сегодня является одним из ее наиболее динамично развивающихся предприятий в мире.
Кстати, линия по производству какао-напитка "Nesquik" производительностью 10 тыс. тонн в год - первая в России, и новая продукция не имеет конкурентов ни на внутреннем рынке, ни в странах Содружества, а потому руководство корпорации убеждено, что она быстро окупит вложенные в ее создание 7,8 млн. инвестиций. Точно так же, как и строящийся в центре города новый цех кондитерской фабрики объединения, где с октября будущего года начнут выпускать любимые детворой сладости - карамель, леденцы и другие дешевые мягкие конфеты.
Объединение стало строить вторую очередь вошедшей в 1996 г. в состав объединения "Россия" самарской фабрики "Кондитер", кстати, отметившей в прошлом году свое 100-летие.
"Россия" живет и развивается, повышает свой рейтинг среди российских "шоколадных гигантов. Уже в прошлом году провинциальная самарская "шоколадка" по объему продаж вышла в стране на третье место после холдинга "Бабаевский" и московского "Красного Октября", по прибыльности стала второй в стране, а по объему инвестиций прочно заняла первую позицию. Даже в столице теперь продают до 1,5 тысячи тонн шоколадных изделий самарского производства в месяц, и если по итогам прошлого года у конкурентов "России" в Москве и Московской области объем продаж упал на 14,5%, то у самарцев в результате организованной "Nestle" активной рекламной кампании он, напротив, возрос, несмотря на кризис, на 6%.
Казалось бы, не жизнь, а идиллия: "Nestle" довольна Самарой, соответственно Самара должна быть довольна "Nestle". Но не все так просто и красиво. Действительно, людей здесь приучили к хорошо оплачиваемой и дисциплинированной работе. Как сказала автору этих заметок работница лаборатории "шоколадки", попросившая не называть ее имени, "теперь у нас за работу держутся руками и ногами - нет ни опозданий, ни прогулов, ни воровства - время советских "несунов" на "России" кончилось вместе с ее продажей швейцарцам". Но зато и прежней уверенности, что ты будешь ни шатко ни валко работать на этом предприятии до конца дней своих, у работников "шоколадки" и "кондитерки", особенно из управленцев, нет никакой. Напротив, практикуется постоянное обновление и омолаживание, пополнение фабрики хорошо подготовленными кадрами. У самарских специалистов появилась перспектива претендовать на вакантные места на любом из 522 предприятий корпорации в 81 стране мира.
Несмотря на ввод новых производственных линий, численность рабочих "России" из-за внедрения комплексных автоматизированных производств имеет тенденцию к сокращению. Кстати, высокая автоматизация производства для самарской "шоколадки" привычна с момента ее рождения в 1970 г., когда по проекту итальянской фирмы "Карле и Монтанари" в Куйбышеве была создана фабрика с уровнем механизации 98%. Теперь автоматические линии внедряются и на фабрике "Кондитер", которая с 27 января 1997 г. входит во вновь созданное акционерное общество "Кондитерское объединение "Россия".
Например, на "кондитерке" таким образом "исчез" целый ряд подразделений и теперь численность ее далеко не те 1260 человек, что здесь работали в советские времена. Получая внушительное выходное пособие и другие социальные льготы, многие работники объединения, достигшие пенсионного возраста, принимают решение об увольнении. Например, однажды одновременно было подано сразу 146 таких заявлений. Даже директор ОАО "Кондитер" Валентина Моисеева, еще 14 апреля вместе с главой администрации города Самары Николаем Колесниковым и генеральным директором объединения Алексеем Хомяковым открывшая строительство новой очереди фабрики, с 1 июня сама ушла на пенсию. Причем она, как и все другие работники "России", не обижается на корпорацию - просто теперь здесь живут по новым, действительно капиталистическим законам. В результате средний возраст работников объединения снизился с 45 до 35 лет. Чтобы выжить и выдержать темп в конкурентной борьбе, "Nestle" вместе с обеспечением социальной защищенности своих сотрудников предъявляет к ним очень жесткие требования, добивается постоянного роста производительности труда.
Как бы там ни было, хотя шоколадную "Россию" и продали иностранцам, шоколад наш остался в России и фабрика стоит там же, где и стояла, - в Самаре. И налоги с нового кондитерского объединения поступают регулярно и в полном объеме в российский бюджет, областную и городскую казну. И около 1900 человек персонала объединения, включая иностранцев, места своей работы в городе на Волге менять не собираются. Значит, устраивают их и режим труда, и зарплата, и все остальные условия, потому что люди убедились на деле, что своего девиза "Делать жизнь лучше" корпорация "Nestle" придерживается неукоснительно. Поэтому и нет никакого желания у самарцев возмущаться швейцарскими капиталистами, "прикарманившими" нашу "Россию". Такое партнерство, такое сотрудничество вполне устраивает и город, и область, и ставших теперь нам намного ближе "российских" швейцарцев.