ЗАДАВШИСЬ таким вопросом, для начала сравним показательные цифры. В Карелии средние энергетические тарифы в начале лета составляли для населения 15 копеек, для промышленности - 18 копеек за киловатт-час. Даже в относительно энергодостаточной благодаря Кольской АЭС Мурманской области они были чуть выше - на одну и три копейки соответственно. О других соседних регионах и вовсе говорить нечего: Санкт-Петербург - 24 и 28, Новгород - 20 и 46, Псков - 27 и 43, Республика Коми - 36 и 39, Архангельская область - 36 и 50 копеек. Согласитесь, разница существенна.
Региональная энергосистема уже после первого квартала почувствовала серьезные финансовые затруднения от подобной разноголосицы в ценах на электричество. Еще острее они могут проявиться в ходе подготовки АО "Карелэнерго" к осенне-зимнему максимуму нагрузок. Этому задыхающемуся от нехватки инвестиционных ресурсов предприятию предстоит еще провести очень большой объем ремонтных работ на Петрозаводской ТЭЦ, гидроэлектростанциях и особенно на сетях, чувствительно страдающих от разграбления содержащего цветные металлы оборудования.
Увеличение инвестиционной составляющей в тарифах необходимо энергетикам и для продолжения очень важного для республики строительства Белопорожской ГЭС на реке Кемь, которое застопорилось из-за полного отсутствия финансирования. РАО "ЕЭС России" ставит вопрос о консервации стройки. Однако карельское правительство, опираясь на четкие расчеты специалистов "Карелэнерго", видит реальные возможности завершения проекта, но до принятия окончательного решения все-таки не спешит удовлетворять их тарифные аппетиты даже ради такого благого дела. Хотя все прекрасно понимают, что нынешние расценки на электроэнергию снижают интерес к столь капиталоемкой идее со стороны серьезных инвесторов.
Не мешает вспомнить также постановление правительства РФ от 7 декабря 1998 г. N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением". С учетом реально существующей большей себестоимости "розеточного" электричества в нем была предпринята попытка постепенного устранения перекоса в его невысокой оплате "бытовыми потребителями" - естественно, в сторону увеличения для них тарифных ставок. Причем Карелии определили вполне щадящий коридор - от 17 до 37 копеек за киловатт-час.
Однако ни региональная энергетическая комиссия, ни правительство РК выполнять названное постановление с 1 января, как это требовалось, не подумали. Дело в том, что еще раньше, в октябре, по договоренности с энергетиками на осенне-зимний сезон в республике был объявлен своеобразный мораторий на повышение тарифов. Более того, цены на электроэнергию для промышленных предприятий тогда даже снизили примерно на 30%, что дало некоторый экономический эффект, связанный с оживлением производства. Новые ставки не удалось утвердить и в начале лета, хотя они были уже практически согласованы с учетом всех поступивших предложений.
Возглавлявший в ту пору РЭК Валерий Дубов объяснил задержку именно принципиальной позицией карельского правительства по сдерживанию роста тарифов, основанной на двух их важных функциях. С одной стороны, цены на электроэнергию должны соответствовать платежеспособности населения, а если она еще остается довольно низкой, то неплатежи могут более чем наполовину увеличить затраты на тот же киловатт-час. С другой стороны, оптимальный размер тарифов способен скорее дать или живые деньги, или даже привлечь инвестиции и в саму энергетику, и в другие отрасли промышленности.
Дубов убежден, что как раз опыт минувшего года помог увеличить денежную составляющую в поступлениях "Карелэнерго" от потребителей с 15 до 35%, что явно снижает себестоимость производства электроэнергии. А пример резкого подъема производства на Надвоицком алюминиевом заводе вовсе стал хрестоматийным. С его руководством "Карелэнерго" договорилось об установлении льготных тарифов для этого энергоемкого предприятия при условии полного погашения текущих платежей за электричество в денежной форме, благодаря чему опять-таки поправило свое финансовое положение и дало возможность загибавшемуся заводу более свободно развиваться. НАЗ не только быстро достиг лучших показателей за последние годы, но также получил серьезные инвестиции на реконструкцию электролизных линий, которые будут теперь потреблять на 30% меньше энергии, чем устаревшие отечественные установки.
Любопытно, что с начала второго полугодия региональная энергетическая комиссия все-таки наметила приподнять тарифную планку в рамках того "щадящего коридора" - в среднем всего на 12% (для квартиросъемщиков - примерно до 20 копеек за киловатт-час). Но как только об этом заговорили вслух, из стен карельского "Белого дома" снова раздалось упреждающее опровержение: до конца года никаких повышений не ожидается. Разве что для промышленных предприятий электричество опять чуть-чуть подорожало.
Нетрудно догадаться, какой благодарностью должно откликнуться у людей столь твердое решение председателя правительства Карелии Сергея Катанандова, которое, кстати, способно значительно облегчить продвижение его союзников по лужковскому "Отечеству" в предстоящих предвыборных кампаниях в Госдуму РФ и Петрозаводский городской совет. Напротив, сторонникам нынешнего мэра карельской столицы Андрея Демина, скорее всего, придется совсем несладко в борьбе за депутатские мандаты Петросовета. Многие горожане не скрывают недовольства его недавними, пусть вынужденными, вердиктами о повышении квартирной платы (проверкой его обоснованности по настоянию республиканских властей занялась прокуратура) и платы за проезд в общественном транспорте. Обычные споры вокруг различных тарифов в напряженной социальной обстановке приобретают сейчас весомую политическую значимость.