Трудная нефть Тюмени Фото Фреда Гринберга (НГ-фото) |
Собрание кредиторов назначило проведение торгов по продаже ОАО "Кондпетролеум" на 24 августа 1999 года.
Произошло то, что должно было произойти: торги по продаже ОАО "Кондпетролеум" не состоялись. Бывшая "дочка" НК "Сиданко" (теперь уже так можно сказать о потерявшем родственные отношения с материнской компанией нефтяном предприятии) была оценена в кругленькую сумму - ни много ни мало 170 млн. долларов. За годы "семейных отношений" последняя растеряла (и весьма значительно) былую привлекательность, обветшала и слегка одряхлела, а к ней, как к новенькой, прикреплен ярлык, оценивающий былые девичьи достоинства.
За полтора десятка лет, включая и годы его восхождения, ОАО "Кондпетролеум" обросло грузом, отягощающим предприятие: пришли в негодность и требуют замены 70 процентов трубопроводов, постарели здания и сооружения. Больших вложений требуют работы по ликвидации последствий деятельности нефтяников в части экологии.
Если к этому букету проблем прибавить содержание громоздких служб (которые, кстати, в случае приобретения покупателем будут сохранены минимум в течение года), то потенциальный инвестор шарахнется в сторону. Что он и сделал на первых торгах. Покупателя испугало не только запущенное, требующее внимания, "головы и рук" хозяйство ОАО "Кондпетролеум". На предшествовавшем торгам собрании кредиторов возникло серьезное осложнение с самим предметом продажи - что и как продается?
Представитель администрации Ханты-Мансийского округа А.Зайцев обнародовал обращение губернатора округа с просьбой переноса торгов на более отдаленный период. Достаточно обтекаемые аргументы по поводу необходимости переноса торгов не были убедительны, ввели в смятение не только команду конкурсного управляющего, но и сидящих в зале кредиторов, которым сообщили, что законодательством не предусмотрена продажа предприятия одновременно с правом на разработку месторождений. То есть лицензия на подлежащие продаже месторождения будет продаваться отдельно, имущество - отдельно. Сначала - лицензия, потом - имущество. Двойственность предстоящей сделки по продаже налицо: купил имущество - имей большие кулаки и мужество добыть право им пользоваться. Как сказал нефтяной магнат Пол Гетти, "кроткие наследуют землю, но не права на добычу нефти". Кротких, желающих пустить деньги на ветер, 24 августа не оказалось. И вряд ли они появятся при предлагаемых обстоятельствах.
Следует сказать, что беспокойство по поводу приобретения лицензии на комитете кредиторов возникало в течение всего времени прохождения процедуры банкротства. Комитет по недропользованию в лице г-на Карасева достаточно долго уходил от решения этого злободневного вопроса, заверяя членов комитета кредиторов, что этот вопрос "берет на себя". Прошло 8 месяцев, а определенность так и не наступила. Еще задолго до собрания кредиторов появились упорные слухи о том, что округ не исключает возможности продажи ОАО "Кондпетролеум" по частям. Коллективом нефтяников во все инстанции было направлено обращение о пагубности подобной распродажи. Видимо, тогда пыл отдельных заинтересованных в таком развитии событий лиц был охлажден. Но не вычеркнут из некоторых планов, судя по тому, что предприятие на первые торги было выставлено без лицензии. Робкая отговорка, что преимущество на приобретение лицензии по закону принадлежит владельцу производства, вряд ли придала привлекательность ОАО "Кондпетролеум". Рисковать такой суммой, естественно, инвестор не станет. На подобный поступок способен разве что человек с неадекватной психикой.
Не совсем понятна и пассивность округа (так можно обозначить происходящее) по отношению к судьбе этого нефтегазодобывающего предприятия. Разъяснения представителя округа, прозвучавшие на собрании кредиторов, о том, что законом не предусмотрена передача лицензии покупателю, что нет четкого понятия, как в таких случаях можно и нужно действовать, были похожи либо на лепет, либо на явное отсутствие интереса округа к продаже предприятия по достойной цене. Хотя он, интерес, казалось бы, должен быть именно у руководителей округа: за сохранением предприятия - благополучие не только города Нягани, но и территории округа.
Настораживает также отсутствие представителей окружной администрации на самой процедуре несостоявшихся торгов: понимая значимость продажи нефтяного предприятия, в Нягань приехали члены аукционного комитета - представители РФФИ, ФСДП, ФДЦ, Минтопэнерго, Октябрьского района, Ханты-Мансийского района, города. Не сочли необходимым прибыть представители лишь окружной администрации. Лето. Отпускной сезон.
Аналогов продажи нефтяных предприятий-банкротов в стране нет, "Кондпетролеум" - пионер в этом сложном деле. И всякое действие (или бездействие), безусловно, ведет к самым различным толкованиям. Особенно когда речь идет о нефтяной отрасли. За примерами недобросовестности и злоупотреблений в куда более мелких масштабах далеко ходить не надо, потому и ширится круг предположений - кто за чем и за кем стоит? Далеко не всегда отсутствуют основания для подобной трактовки происходящего.
Что же касается дальнейшего хода событий, то конкурсный управляющий обратился к председателю комитета кредиторов о созыве очередного заседания, где и определится дальнейший путь предстоящей продажи ОАО "Кондпетролеум".
Сегодня можно сказать, что цена предприятия, не обладающего правом добычи нефти, явно завышена, что покупать его, не зная, сколько дополнительно придется выложить завтра за приобретение на аукционе лицензии на месторождения, нормальный человек не будет. Более того, можно сказать, что занижению цены способствуют не обстоятельства, а весьма определенные лица.
Видимо, все же кого-то не оставляет мысль о возможной продаже предприятия по частям. Как говорится, "не мытьем, так катаньем".
Остается сожалеть и о том, что премьеры у нас часто меняются. В марте нынешнего года реакция на обращение коллектива о невозможности деления предприятия по частям была оперативной (это при Примакове), но с того момента правительство обновилось дважды, и о тревоге коллектива ОАО "Кондпетролеум" нынешнему руководству скорее всего неизвестно. Хотя нельзя не учитывать, что продажа нефтяного предприятия - не частный случай, не исключение и речь сегодня идет не только о продаже ОАО "Кондпетролеум", а о пути, которым процесс этот пойдет в дальнейшем. И о роли, влиянии на эту процедуру комитета по недропользованию, иных лиц и иных структур.