НА ПРОШЛОЙ неделе правительство своим постановлением ввело 5-процентную пошлину на экспорт драгоценных камней и металлов. О том, какое дестабилизирующее влияние это "нововведение" может оказать на российский рынок золота и какие потери в результате понесут отечественные старатели и коммерческие банки, заключившие договоры на покупку и экспорт желтого металла, за последние дни сообщили практически все СМИ. Однако мало кто акцентировал внимание на том, что следствием введения пошлин станут и прямые потери для бюджета, хотя постановление правительства в принципе направлено на то, чтобы обеспечить казне дополнительные сборы. Как ни странно, но это именно так. Скорее всего, по российской традиции, "хотели как лучше, а получилось как всегда".
Что же получилось? Правительство рассчитывало за счет новой пошлины получить с коммерческих банков, занимающихся экспортом золота, солидные поступления в бюджет. Однако дело в том, что до настоящего времени коммерческие банки вследствие высокой конкуренции выкупали золото у старателей практически по цене, существующей на мировом рынке, всего на 0,5-2,5% ниже так называемого "лондонского фиксинга".
В результате планируемая прибыль банков - экспортеров золота за вычетом накладных расходов была близка к 1%. Учитывая, что внутренние потребности России в золоте значительно меньше тех объемов, которые в состоянии производить золотодобывающая отрасль, впору скорее думать о стимулировании экспортного рынка, что могло бы способствовать развитию старательского дела и увеличению рабочих мест, а не о дополнительном давлении налогами. Правительство же традиционно в последнее время заботится только о дне сегодняшнем, боясь заглянуть в завтрашний. Но дело в том, что и сегодня новые пошлины приведут не к дополнительным сборам, а к потерям. Банки скорее совсем откажутся от экспорта золота, чем будут работать себе в убыток, ведь в условиях новой 5-процентной пошлины экспорт золота перестает быть рентабельным. Не совсем понятно, почему этот очевидный факт не учли разработчики проекта постановления и само правительство.
Согласно расчетам экспертов Ассоциации российских банков, в условиях сворачивания коммерческими банками экспортных операций с золотом, прямые потери бюджета по наиболее собираемым налогам составят 2 млн. долл. Потери внебюджетных фондов - 1,9 млн. долл. Потери ГТК из-за недополучения сбора за таможенное оформление при возможном экспорте в 60 тонн золота - 800 тыс. долл. И это только первые прикидки.
Кому-то, может быть, эти суммы покажутся не очень большими. Но почему в результате не продуманного кем-то до конца решения те же бюджетники могут недополучить причитающиеся им деньги?
Что же касается золотодобывающей промышленности, то она, оказавшись после 17 августа в числе тех немногих отраслей, которые смогли посвободнее вздохнуть после девальвации, вновь поставлена на грань выживания. Если коммерческие банки перестанут активно покупать у старателей золото, то оставшиеся заказчики - Центральный банк и Гохран - вне всякого сомнения, не смогут в прежнем объеме кредитовать недропользователей и закупать золото. Кроме того, золотодобытчики до сих пор с тоской вспоминают то время, когда Гохран забирал у них золото и расплачивался в лучшем случае через полгода, когда значительная часть денег, причитающаяся старателям, уже обесценивалась из-за инфляции. По словам главы союза золотопромышленников Валерия Брайко, "отечественные производители золота имеют негативный опыт по расчетам Гохрана за поставленный в 1996-1998 годах металл".
Если золотодобывающая промышленность опять, как несколько лет назад, окажется в состоянии стагнации, а экспорт золота сократится, то потеряет не только бюджет. Российское золото будет потеснено с мирового рынка более дешевым и далеко не всегда лучшего качества металлом, экспортируемым странами, куда менее богатыми полезными ископаемыми, чем Россия.
Так кто же в результате выигрывает от введения новых пошлин? Коммерческие банки фиксируют убытки и сворачивают работу на рынке золота. Золотопромышленники готовятся к сворачиванию объемов производства и сокращению рабочих мест. Бюджет лишается тех поступлений от экспорта золота, которые стабильно имел. Пенсионеры и учителя могут недополучить бюджетные средства. Российское золото перестанет быть конкурентоспособным и может быть вытеснено с мирового рынка. Получается, что в проигрыше оказываются все.
А причина всему этому, как всегда, очень простая - попытки непрофессиональных чиновников разрабатывать и внедрять решения, не просчитывая их последствия. Да и зачем? Если состав правительства постоянно меняется, то и отвечать за принятые решения придется совсем другим людям. Что-то подобная практика становится у нас в стране уже традицией.