- ЛЕОНИД ПАВЛОВИЧ, давайте сравним жизнь в области до и после кризиса.
- Никакого "после" еще не наступило. Кризис не закончился, и сколько он продлится, никому не известно. Причем мы впервые попали в кризис экономический. До этого Россия переживала чисто системный кризис. У нас ведь в районе производство начало падать с третьего квартала 1990 года. И валилось до 1994 года, пока мы не поняли (может быть, немного раньше других), что никто денег не даст, надеяться надо только на себя. И стали осуществлять свои программы по наращиванию доходной части бюджета. Мы теперь являемся одним из немногих регионов, который деньги зарабатывает сам. Когда мы начали этим заниматься, то за первый год увеличили доходную часть бюджета вдвое, а потом каждый год в среднем приращивали по 15%. Мы теперь лидеры в области и по удоям на корову (среднеобластной показатель - 3000), и по валовому молоку (под 50 тысяч тонн в год), при том что у нас шестое-седьмое место по поголовью.
- Коровы из-за кризиса не стали хуже доиться?
- Пожалуй что нет. Коровы курсом доллара пока еще не интересуются, а "зеленых" (в смысле кормов) для них мы запасли нынче почти на два года. У нас впервые возникли серьезные сложности с деньгами. Из-за кризиса наши предприятия должны районному бюджету под 50 миллионов рублей - для нас это очень большие деньги, и такого у нас еще не было. Пока мы сводим концы с концами, но как будет дальше... Сегодня такая ситуация в нашей экономике, что любую отрасль в принципе можно поднять. Просто не надо сидеть и ждать, что вот пришел Примаков и пусть он поднимает. У него в портфеле ничего нет. Ничего и не будет, если всерьез не заниматься вот здесь, на земле, где все и происходит. Говорят об этом много, но при этом продолжают ждать чего-то и просить. Хотя практически все дотационные районы области можно сделать доходными даже сейчас, в не самое благополучное время.
- А если конкретно: с чего бы следовало сегодня начать?
- С наведения порядка в сфере обращения, прежде всего в торговле. Если мы будем полностью собирать налоги с этой сферы - мы, а не бандиты, то область сможет сводить концы с концами. Бюджет развития этим не обеспечить, но на пенсии и зарплату бюджетникам вполне хватит. Мы у себя, кстати сказать, в 1994-м начали с вывода торговли из тени. Товарооборот в районе был тогда около 170 миллиардов рублей. Мы за год увеличили его в 4 раза, а потом каждый год прибавляли на десятки процентов. То есть на самом деле просто "доставали" из тени. Сейчас на одного жителя Домодедовского района товарооборот официально вдвое выше, чем в среднем по области. Значит, и налогов с торговли мы вдвое больше собираем. Но ведь понятно, что в других регионах товарооборот просто прячут. А мы разработали несколько достаточно простых механизмов, как на нее "жать". Например, через аренду. Когда началась малая приватизация, мы в районе ни одного торгового помещения не продали. У нас все торгующие фирмы - арендаторы. Это сегодня мощнейший инструмент, чтобы торговля платила налоги.
- А что делать с сельским хозяйством, которое по идее должно в экономике области доминировать?
- Должно. Но здесь вот какое дело: никаких универсальных рецептов для сельского хозяйства не может быть. Это очень деликатная область, где субъективный фактор имеет огромное значение. Мы первыми в области акционировали сельское хозяйство. Я тогда собрал руководителей и сказал: "Мужики, полная вам свобода - год не буду к вам подходить, считайте, что меня нет". При этом мы взяли на себя их клубы, библиотеки, школы, жилой фонд, чтобы они могли сосредоточиться на экономике. И вскоре стало видно, кто из них чего стоит. Два хозяйства, которые в застойные времена замыкали таблицу, сегодня лидируют.
Универсальных подходов сейчас нет. У нас такая концепция: чем крупнее сельскохозяйственное производство, тем оно эффективнее. Это противоречит бытовавшей в последнее время в стране тенденции. Все кричали, что фермер нас накормит. Но фермер хорош в богатом государстве, когда он может брать технику в лизинг и долгосрочные кредиты. Кстати, мировое сельское хозяйство сейчас идет по пути концентрации. Американцы строят фермы на три-шесть тысяч голов, у нас таких просто нет.
- Можно ли назвать главное препятствие для развития промышленности области?
- Слова про эффективного собственника относятся и к предприятиям области - где-то такой есть, где-то нет. Кроме этого, очень важно как можно скорее заняться на деле поддержкой своего товаропроизводителя. Как один из шагов можно ввести во все области школьную форму. Два года назад мы это сделали: разработали несколько моделей, прошли по школам, родители и ученики сделали свои замечания, их учли при доработке. Получилось намного дешевле и качественнее, чем что-нибудь китайское. Мы решили сразу несколько проблем: первая - загрузили (пусть и не на полную мощность) свое швейное предприятие, во-вторых, сняли у мам головную боль, во что своих чад в школу одевать, и в-третьих, убрали в школах очевидные приметы социального неравенства. Кроме этого, можно взять за правило максимально покупать для коммунального хозяйства у своих производителей трубы, халаты, гвозди, рукавицы... В области гигантское коммунальное хозяйство. Можно уже сегодня прикинуть, кому и что заказать. Я имею в виду не только крупные заводы, но и предприятия малого и среднего бизнеса.
- А процесс социального расслоения при этом как идет? У вас наверняка все преуспевающие заметнее, нежели в Москве?
- С одной стороны, это неизбежно. А с другой стороны - это тоже можно слегка корректировать. Например, через "Общественный договор". Год назад мы подписали трехстороннее соглашение: работодатели - администрация - профсоюзы. Это не формальный договор, мы его больше года разрабатывали. Среди прочего там зафиксирован предельный уровень соотношения зарплаты директора к средней зарплате по предприятию не больше 15. А то у нас был случай: на заводе людям нерегулярно платили по 500-600 рублей, а директор за год получил зарплату американского президента - 200 тысяч долларов. Еще одно положение договора: минимальная зарплата должна быть не ниже четырех предусмотренных законом минимумов. Тут двойная хитрость: и рабочих защитить, и повысить налогооблагаемую базу, исключив ситуацию "по ведомости один минимум, а остальное в конверте". Для выхода области из кризиса я бы очень рекомендовал жестко определить структуру заработной платы. Вместе с жестким финансовым контролем это позволит добиться прозрачности всей доходно-расходной политики предприятий.
- Что вы имеете в виду под "жестким финансовым контролем"?
- В нашем случае это муниципальный банк. У кого-то может быть по-другому. Но, кстати, благодаря своему банку мы не потеряли в кризис ни копейки бюджетных средств. Наш банк - один из всего трех в России банков с контрольным пакетом у муниципалитета.
- Если исходить из общественных интересов, куда прежде всего надо делать инвестиции?
- В образование. В 1993 году, когда было совсем худо, мы открыли у себя вуз, единственный муниципальный вуз в России. Рассудили так: если мы такие остолопы, что довели страну до такого состояния, то надо все, что можно, вкладывать в детей, чтобы они выросли и придумали, как эту страну "вытащить".