КАК ГОВОРИЛ один бывший политический и государственный деятель, "процесс пошел". Вернее, должен пойти в мае. Речь идет о создании российской государственной нефтяной компании. Во всяком случае, это следует из недавнего интервью японской газете "Нихон кэдзай" министра топлива и энергетики РФ Сергея Генералова. Однако "процесс" может несколько замедлиться, а при неблагоприятных обстоятельствах вообще сорваться. Причина тому - особая позиция одной из составляющих частей будущей государственной компании ОАО "ОНАКО".
Ее президент Рэм Храмов неоднократно высказывал опасение, что включение "ОНАКО" в государственный холдинг негативно скажется как на состоянии самой региональной компании, так и на экономическом состоянии области - налоги, составляющие почти четверть всех поступлений в местный бюджет, уйдут из области (как и нефтепродукты). Неудивительно, что в этом вопросе Храмова поддерживают и губернатор Оренбургской области, и депутаты Законодательного собрания Оренбуржья. Надо сказать, некоторые основания опасаться перераспределения финансовых и товарных потоков у оренбуржцев есть. Однако, думается, вопрос о взаимоотношении государственной структуры федерального подчинения и региона можно при наличии политической воли, желания и здравого смысла решить. В российской практике такая работа называется "грамотная региональная политика", которая как раз и призвана обеспечивать комфортные условия для существования и развития бизнеса в отдельно взятом регионе. Но для этого необходимо умение говорить и договариваться, наличие политической воли.
Однако чем ближе дата официального объявления о создании государственного холдинга, тем больше опасений у руководства "ОНАКО" и Оренбургской области. У оренбуржцев нет уверенности в том, что у человека, который возглавит государственную компанию, все в порядке с умением договариваться, наличием желания и политической воли в вопросах взаимоотношения холдинга и регионов. Опасения хотя и превентивные, но отнюдь не безосновательные.
Одним из фаворитов в негласном конкурсе на пост главы "Госнефти" (во всяком случае, так следует из многочисленных публикаций в прессе) является "опытный нефтяник, молодой и независимый" глава НК "Роснефть" Сергей Богданчиков. А у "Роснефти" дела с региональной политикой, увы, не блещут. Если таковая вообще существует. Всем памятна история с одним из дочерних обществ компании - АО "Роснефть-Пурнефтегаз". Мало того что жемчужину "Роснефти" едва не "ушли" кредиторы по смехотворной цене в 10 млн. долл., ее едва не забрали "за просто так" органы местного самоуправления, потребовавшие от правительства вывести "Пурнефтегаз" из состава "Роснефти" (как раз из-за "особенностей региональной политики" материнской компании, направленной на откачивание денежных средств, зарабатываемых ямальскими нефтяниками). Но это дело прошлое.
Дела же нынешние могут напрочь отбить у региональных предприятий и администраций охоту входить в "Госнефть", если ее возглавит Сергей Богданчиков, кстати сказать, уроженец Оренбургской области. После того как он внезапно пересел в высокое кресло руководителя "Роснефти", Сергей Богданчиков забыл про малую родину и с восторгом изумленного неофита прикасается к политическому и деловому бомонду столицы, считая, что элита в основном сосредоточена в рамках кольцевой дороги.
Положение дел компании "Роснефть" в Краснодарском крае, по-видимому, прямое следствие этой забывчивости. В этом регионе над активами компании нависла реальная угроза отторжения и потери контроля. Из-за того что не были выплачены дивиденды по привилегированным акциям, "Роснефть" утратила акционерный контроль над АО "Краснодарнефтегаз". На Туапсинском нефтеперерабатывающем заводе "потеряно" две установки, в совете директоров АО "Туапсенефтепродукт", контролирующего стратегический экспортный порт России, НК "Роснефть" оказалась в меньшинстве, то есть не влияет на принятие решений. А от решений, принимаемых советом директоров этого предприятия, зависит, куда пойдут нефтепродукты и будут ли обеспечены налоговые поступления в местный бюджет.
В этой ситуации, как воздух, необходима договоренность с администрацией области, с губернатором Кондратенко. Но, видимо, недостает президенту "Роснефти" желания и политической воли для того, чтобы заключить взаимовыгодный стратегический союз с краем и спокойно решать проблемы Краснодарского куста компании.
По сведениям из Краснодарского края, внезапный визит президента "Роснефти" и попытка заключить соглашение с губернатором края Николаем Кондратенко успехом не увенчались (региональная политика - дело тонкое, требует детальной и длительной проработки, не решается кавалерийским наскоком...). Попытка коммерционализации компании, конечно, дело хорошее, но скорее - для частной компании, а не для государственной. Государственная, каковой является "Роснефть", все-таки должна радеть за интересы государства, проводить грамотную региональную политику, обеспечивая регионы нефтепродуктами (включая госпоставки), вовремя уплачивая налоги в местные бюджеты. Если у будущего президента госкомпании, каковой должна стать "Госнефть", будет все в порядке с умением договариваться, наличием желания и политической воли в вопросах взаимоотношения с регионами, все в порядке будет и с желанием региональных компаний войти в состав "Госнефти".