Мобильный православный храм оказался недоступен для посещения.
На всероссийском молодежном форуме «Селигер-2014» 6 августа провели День религии. Главным гостем мероприятия был председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества (ОВЦО) РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин. Священнослужитель рассказал о совместимости православных ценностей и курса нынешних властей России. Действия Кремля клирик уподобил подвигу святой Христины (рубеж II–III веков), обратившейся в христианство, вопреки «санкциям», которыми угрожали ей родственники, - память этой подвижницы отмечается 6 августа. Слова представителя РПЦ приветствовали представители казачьих общин России, участники молодежных организаций «Местные», «Молодая гвардия», православные байкеры и даже один мулла.
«У России есть особая миссия, – заявил Чаплин, – но она не имеет отношения ни к экономике, ни к военному делу. Особая миссия заключается в следовании православной вере, поскольку она представляет собой единственный правильный путь к Богу. Неверно утверждать, будто все веры равноправны: одни, например, изображают бога животным, другие поклоняются бесам. Нет и не может быть многих правильных путей к Богу, путь один». «А как же ислам?» – спросил кто-то из присутствовавших. На этом вопросе Чаплин подробно останавливаться не стал. «Большинство в России православные, и необходимо отталкиваться от этого факта», – ответил он.
По словам председателя ОВЦО, религиозная идентичность России диктует ей особые формы политического устройства, не сопоставимые с западными образцами и не зависящие от них. «Мы можем строить любое общество, которое считаем правильным. Западная демократия – это далеко не единственная система мироустройства, не думайте, что все в этом отношении предрешено. На Западе деньги делают деньги, в России же культ стяжательства, к счастью, не прижился. Не верьте, когда вам говорят, что нет альтернативы. И рынок, и демократия – не обязательные модели, Россия может предложить миру нечто свое собственное».
Новые лозунги на старый лад. |
«Жить под пятой не следует, лучше не жить», – несколько раз повторил Чаплин, возможно, обращаясь к «силовой» части своей аудитории - казакам. По словам клирика, в мире растет недовольство западными правилами, на фоне чего Россия в любом случае не останется в одиночестве: «Многие страны Азии, Латинской Америки, Африки могут стать с нами плечом к плечу, потому что у русского народа есть качество, обеспечивающее ему симпатии во всем мире, – способность жертвенно служить другим народам». «Государства Азии, Ближнего Востока готовы соединиться с нами в проекте, предусматривающем отказ от ростовщического капитала. Нужно забыть о господстве одной модели и дать место свободному творчеству», – развивал свою мысль священнослужитель. Россия, по мнению представителя РПЦ, может стать частью союза, включающего как страны с шариатской правой системой, так и те, где «господствуют идеи коммунизма». Участников альянса объединит признание права на разнообразие, в отказе от которого Чаплин обвинил Запад.
Вопреки негативному стереотипу о единомыслии гостей форума, главе ОВЦО задавали и неудобные вопросы. Однако, судя по их характеру, можно было сделать вывод, что с главным посылом клирика молодежные политактивисты были полностью согласны. Расхождения присутствовавших и Чаплина касались частных вопросов - отношения к эволюционной теории и к путям распространения православной религии в России. Чаплин попытался найти компромисс с аудиторией. Подход некоторых клириков к «воцерковлению» общества Чаплин объявил неудачным (но при этом «нетипичным»), а в отношении эволюционной теории Дарвина предложил согласиться на неоднозначности ее научного содержания.
«К настоящему времени следует признать, что у ученых нет фактов происхождения одних видов от других видов. Из этого следует исходить при оценке эволюционной теории». «А как же шелкопряд – бабочка, выведенная людьми специально для производства ткани?» – возразил один из слушателей, представившийся биологом. «Я имею в виду эволюцию без участия человека, селекция не в счет», – пояснил свою точку зрения Чаплин. В дальнейшем клирик дал понять, что обсуждение этой темы ему не очень интересно.
Организаторы Дня религии на «Селигере», бесспорно, поступили правильно, поместив выступление Чаплина в утреннюю часть программы, что избавило слушателей от изнуряющей жары, которая сгустилась в лагере ближе к полудню. Уже последние слова клирика сопровождались дефиле девушек в мини-юбках, затем гостям форума были предложены прохладительные напитки по завышенным ценам, продававшиеся казаками. Корреспондент «НГР» несколько раз пересек лагерь в поисках тени и признаков религиозной жизни, пока не был задержан охранниками, придравшимися к неправильному оформлению бейджика. «Вы СМИ, а не Господь Бог. В очередь!» – отправили они меня на переоформление документа.
На официальном сайте Московской Патриархии можно обнаружить сведения о многих священниках, прибывших для встречи с молодежью на «Селигер». Корреспонденту «НГР» удалось обнаружить только двух из них, причем, главным образом, на выступлении Чаплина. Несколько раз я обошел установленный в лагере «храм на колесах», но тот каждый раз оказывался запертым. В тени сооружения скрывались от жары молодые люди, читавшие журналы совсем не православного содержания.
Несмотря на все попытки, с муллой, спасавшимся от духоты при помощи мороженого, у меня добрых отношений не сложилось. Попытка сфотографировать священнослужителя едва не вылилась в перепалку. Позже муллу удалось застать в компании священника за обсуждением богослужебной жизни в местном храме. Как объяснили организаторы, у клирика имеется в лагере «своя» церковь, у муллы же ничего нет, и потому он – хоть и до определенной меры – также находится «при ней». Священник и мулла действительно на моих глазах удалились по одной из тропинок в сторону храма на колесах.
В лагерь прикатила «Мотобратия во Христе».
Фото автора |
|
Ближе к вечеру на «Селигере» планировались два мероприятия, посвященные религиозной теме, – перформанс «борьба с сектами» и торжественный выезд мотобайкеров. Согласно распорядку, первыми должны были выступить борцы с «тоталитарными объединениями»: ожидалось, что они будут хватать селигерцев, демонстрируя разрушительную деятельность «сект». В последний момент выступление отменили, причина чего так и осталась неизвестной.
Зато байкеры с надписью «Мотобратия во Христе» на спинах хоть с запозданием, но прибыли и при большом стечении народа начали учить пользоваться своими транспортными средствами девушек, одетых по-летнему откровенно. «Мы друзья Саши Хирурга, но создали собственную организацию два года назад», – объясняли спортсмены.
На Дне религии можно было также прослушать марафонскую многочасовую лекцию Ольги Четвериковой, доцента МГИМО, обличавшей заговор иудеев и масонов. «Иудейский Машиах – это Антихрист, – говорила она. – В борьбе с православием иудеи финансируют язычников, а католичество практически полностью иудаизировали». Время от времени лектор ругала современную образовательную систему, «испорченную сионистами»: «Вот по причине чего способности к логическому мышлению у студентов почти не осталось». Молодежь слушала это, отвлекаясь на чтение журналов и игру в карты. Время от времени заходившие казачьи активисты, напротив, внимали лектору из Москвы с серьезным видом.
Нынешний «Селигер» можно назвать форумом провластных активистов различной направленности, и в этом смысле он действительно соответствует идеалу разнообразия (в рамках дозволенного), которого придерживается Всеволод Чаплин. Вместе с тем интерес гостей лагеря к православию, по-видимому, не выходит за пределы простой почтительности. Так, на вопрос, как зовут настоятеля храма на колесах, обслуживающий персонал только пожимал плечами: «Спросите у него сами».
Тверская область – Москва