Тема масонства вызывает неизменный интерес у публики. Фото из группы «Масоны: Ритуалы и символика» в социальной сети ВКонтакте
Возможность заглянуть за завесу таинственного всегда притягательна. Государственный музей истории религии (ГМИР) с 17 июля по 3 сентября проводит в Тверской областной картинной галерее выставку, посвященную обрядам российского и зарубежного масонства. Пришедшие на мероприятие смогут ответить для себя на сакраментальный вопрос: кто был масоном, а кто нет? И попробовать отличить масонский артефакт от немасонского на глаз.
В России масонство часто представляют как тайное общественное движение, но для многих его адептов речь шла преимущественно о моде. Как следует из экспозиции, символы вольных каменщиков охотно наносились на пряжки, манжеты, кружки, чашки. Особенно часто эта атрибутика помещалась на оружие. Но стоп! Разве вольные каменщики не скрывались от непосвященных?
На деле оказывается, что однозначного ответа на этот вопрос нет. Рассматривая типичный масонский артефакт – блюдо, – не так и просто с точностью определить его принадлежность. Причина в том, что эмблематика масонства включает общераспространенные символы – солнца, луны, креста, розы. Артефакт требуется разглядывать, его связь с тайным обществом не определяется моментально, а домысливается по концентрации каменщических знаков.
Градус таинственности возрастает по мере обращения к предметам, которые масоны использовали на своих собраниях. Вот, например, «запоны» – фартуки с эмблематикой лож различного посвящения. А вот балахон масона-неофита: черный плащ с капюшоном, использовавшийся при посвящении братьев низшего градуса.
Напряжение спадает по мере обращения к масонской литературе, примеры которой также представлены на экспозиции. Вот отрывок из «катехизиса» вольного каменщика, экспонированный ГМИР: «Что препятствует быть масоном? Тьма невежества, хаос настроений и страстей». Может быть, что-то еще? Да - «малодушие и косность». Масонские писания кажутся плоскими.
Что же в итоге? Вопреки установившемуся стереотипу, можно утверждать, что масоны не так уж скрывались, и даже напротив, будировали публику. Время от времени они намекали ей, что собираются на тайные встречи, стремясь привлечь наиболее любопытных в свои ряды.
Вольные каменщики изображали Христа
Великим Архитектором Вселенной. Фото автора |
А вот тех, кто приобщался каменщических тайн нередко постигало разочарование. Масонские секреты оказывались банальными, а в некоторых случаях отсутствовали вплоть до неприличия. Так, по сведениям историка Георгия Вернадского, некоторым «братьям» открывалось только то, что они должны «быть скромными» и работать над своим самосовершенствованием. Исследователь утверждает, что получившие такого рода посвящение были в ярости. Неудивительно в связи с этим, что власти в течение длительного времени относились к масонству без внимания. «Масонские тайны, – говорила Екатерина II, – сродни репликам актеров полушепотом в зал: считается, что их никто не слышит, а на деле они известны всем».
В конце XVIII века над российскими масонами, до того вполне благополучными, собрались тучи. В чем было дело? Иногда говорят, что причина заключалась в Великой Французской революции, но в действительности это не так. На то, что клубы фиктивных тайн и ажиотажа вокруг них имеют связи за рубежом, российские власти обратили внимание еще до того, как французскому королю отсекли голову – в 1770-х годах. Тогда выяснилось, что петербургские масоны тесно сотрудничают со шведскими, а московские – с прусскими. Ухудшение отношений с обеими державами сказалось на положении «каменщиков». Тогда же на беду масон и писатель Николай Новиков попытался «посвятить» цесаревича Павла. Екатерина II была в ярости, и московский розенкрейцер угодил за решетку.
Возможно, на позицию Екатерины, подозревавшей Новикова в работе на Пруссию, оказало влияние знакомство с историей масонства, уже на заре своего существования переставшего представлять единое явление. Возникшее в Англии, это движение разделилось на сторонников и противников короля Якова II, в результате чего внутренние связи в нем распались. По мере миграции «якобитов» на континент стали появляться национальные центры силы в масонстве, но российского по историческим причинам среди них не оказалось.
Подчиненное положение российских вольных каменщиков по отношению к иностранным будило подозрительность власти, которая после восстания 1825 года запретила масонство в нашей стране. Как следствие, национальный центр так и не был сформирован, а россияне все равно продолжили принимать посвящение, но уже за рубежом.
После революции 1905 года масонство вновь получило прописку в России. Этот период его истории – интереснейший, но здесь следует поставить точку. Дело в том, что артефактов 1910-х годов в распоряжении ГМИР не оказалось. Таким образом, политический вопрос участия масонов в революции 1917 года мы волей-неволей обойдем стороной.
Так чем же было масонство? Интересничанье, фабрикация тайн, пароли и отзывы, спорадическое совместное действие ради меняющихся целей – характеризовали масонство на протяжении всей его истории, развлекая одних, пугая других, давая пищу для пересудов третьим.
Тверь-Москва