Ну куда же без иконы вождя?
Наиболее оживленно было под навесом, где всем желающим предоставлялась возможность опробовать компьютерную игру «Не пусти Pussy Riot в храм». Девушкам в цветных балаклавах, пытающимся забежать в храм, нужно было преграждать дорогу крестом. Чрезвычайно простая в управлении и по своей графике игра пользовалась популярностью у детей.
Здесь же можно было ознакомиться с книгой лидера «Православного корпуса» Бориса Якеменко «Практическая миссиология». Гуру молодежного миссионерства объясняет, как устроить и провести публичную пропагандистскую акцию: «Необходимо помнить: нет яркой листовки в пол-листа – нет акции. Нет интересных, красивых плакатов и баннеров – нет акции. Нет персональной обязанности каждого участника – нет акции».
Под этим же тентом на небольшом стеллаже без каких-либо пояснений стояли стилизованные под иконы изображения Петра I и Павла I, Махатмы Ганди, Альберта Эйнштейна, Виктора Януковича, Иосифа Сталина, Григория Распутина, Степана Бандеры, изображения с названиями «Футбольная Богоматерь» и «Богоматерь индейцев навахо». Но, как позже пояснил волонтер Максим из Нижнего Новгорода, эти изображения – демонстрация того, как многие «подменяют истинные православные ценности светскими и неправильными идеями». Эта часть акции была абсолютно провальной. Подходившие к стенду впадали в ступор, не понимая, что перед ними, не видя перед собой никаких пояснений, кроме самих «икон» и их списка. Солидный мужчина средних лет стоял перед стендом несколько минут, ворча: «Что ж это такое… Так нельзя. Больше похоже на сектантские проделки». Только наиболее искушенные посетители узнали в большей части этих изображений работы американского экуменического иконописца Роберта Лентца. Интересно, как у ребят из «корпуса веры» дела с копирайтом?
Волонтеры и организаторы предлагали каждому желающему посетить так называемую «Студию православной моды». Эта «студия» представляла собой стенд с надписью «Обменяй свою футболку на православную», кабинку для переодевания и две передвижные вешалки для одежды. Каждому желающему предлагалось обменять свою «старую, некрасивую футболку на новую, с высокоморальной надписью». Например, «Спаси и сохрани», «Один Бог, одна жизнь, один мужчина», «Все спасутся, один я останусь». По словам организаторов, последняя надпись, вызвавшая массу вопросов, должна помочь смирить гордыню и чаще задумываться о спасении души.
Самым скандальным оказался стенд, где были перечислены «враги православия». В этот список вошли группа Pussy Riot и украинское движение Femen, издания «Новая газета» The New Times, «Московский комсомолец» и лично Павел Гусев, галерист Марат Гельман, политолог и публицист Станислав Белковский, журналист Александр Никонов, «Свидетели Иеговы». Волонтеры и организаторы на вопросы о том, кто и по каким критериям формировал этот список, отвечали, что это общеизвестные враги Церкви, которые пишут клеветнические статьи и распускают порочащие православие слухи, при этом якобы получают за это немалые суммы. Кроме того, представители «Православного корпуса веры» установили внушительных размеров стенд с карикатурами на врагов православия в стиле школьной стенгазеты.
«Мы решили таким образом поговорить с молодежью на их языке», – сказал об акции один из организаторов, упомянув, что это первое подобное мероприятие, но, «даст Бог, не последнее». Поняла ли молодежь, что хотели до нее донести, неизвестно. Но компьютерная игра «Не пусти Pussy Riot в храм», арендованный белый «Бентли» с наклейками «Не завидуй. Не в «бентлях» счастье», комиксы с участием Иисуса Христа и соединение на одном из баннеров слов «выгода» и «православие» – все это вызвало насмешки и возмущение очевидцев уже в первые часы после начала акции. Даже глава Отдела РПЦ по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин раскритиковал мероприятие, и особенно пресловутый «список врагов».