В главные праздники Соборная мечеть не вмещает всех желающих. Но такое случается лишь два раза в год. Фото Reuters
Соборная мечеть Петербурга по сей день является одним из крупнейших культовых мусульманских зданий Европы. Особый колорит придает ей экзотическая для севера Европы архитектура – подражание самаркандскому зодчеству эпохи Тимура (XV век).Своим появлением мечеть в Петербурге обязана присоединению к Российской империи в 1868 году в качестве вассала Бухарского эмирата. Молодой сын эмира в качестве «почетного заложника» оказался в столице империи и за время проживания там наладил неплохие отношения с царской администрацией. Для уммы России представитель формально независимого и важного для интересов империи мусульманского государства оказался ценным лоббистом ее интересов.
К первому богослужению в 1913 году здание
было еще не достроено, но обрело вполне законченный вид. Фото Карла Буллы |
Одним из традиционных пунктов программы
для делегаций из стран Ближнего Востока было посещение ленинградской мечети. Фото РИА Новости |
Открытие Соборной мечети Петербурга 22 февраля 1913 года было приурочено к 300-летию династии Романовых (первое богослужение в ней днем ранее совершил ахун Мухаммад Сафа Баязитов), хотя окончательно строительство было завершено в 1920 году. В июне 1940 года мечеть была закрыта, а ее здание передано под склад медицинского оборудования. В 1949 году здесь разместили Музей искусства Средней Азии (позже – Музей Востока).
Закладка мечети 3 февраля 1910 года,
в центре – эмир Бухарский Сеид Абдул-Ахад и ахун Атаулла Баязитов. Фото Карла Буллы |
Позже выяснилось, что майоликовая облицовка, которая веками держится на зданиях в Средней Азии с ее сухим воздухом, не выдерживает влажной и холодной северной погоды, да и перестройки крыши мечети на протяжении 1950–1970-х годов дали о себе знать – в 1980 году обрушилось около 600 кв. м купола. С 1984 по 2003 год петербуржцы наблюдали голубой купол в строительных лесах. Реставраторам удалось найти материал для реставрации купола, фасада и минаретов, соответствующий климатическим условиям, – технический фарфор, который обжигали в специальных мастерских. При замене майолики сохранены все бывшие изначально элементы, орнаменты и рисунки.
***
О Соборной мечети Петербурга «НГР» рассказал ее настоятель, председатель Духовного управления мусульман Петербурга Равиль ПАНЧЕЕВ:
«Инициаторами строительства мечети изначально были татары – 1-й и 2-й городские приходы Петербурга и 3-й военный приход, созданный для военнослужащих-мусульман при Екатерине II. Эти приходы со времен императрицы подчинялись Оренбургскому духовному магометанскому собранию, преемником которого является Центральное духовное управление мусульман России с центром в Уфе. Это подчинение до сих пор сохраняется.
В 1970-е годы под голубым куполом собирались
немногочисленные ленинградские мусульмане. Фото РИА Новости |
В будние дни в рабочее время мечеть обычно посещают по 40–50 человек. По национальному составу это и татары, и дагестанцы, и ингуши, и чеченцы, и узбеки… Во время пятничных богослужений мечеть заполнена. Когда стало ясно, что Соборная мечеть не вмещает всех верующих, построили вторую мечеть в Приморском районе, где в основном проживает мусульманское население Петербурга.
Сейчас вопрос о строительстве новых мечетей в Петербурге не стоит. Для будничных и даже для пятничных молитв существующих мечетей хватает.
Когда мы говорим о строительстве мечетей, надо понять, для кого мы будем строить эти мечети – для коренного населения или для мигрантов? В Петербурге есть молельня на Апраксином дворе, подчиненная Духовному управлению мусульман европейской части России с центром в Москве, она обслуживает преимущественно мигрантов. Там не раз происходили обыски, находили запрещенную литературу, наркотики, боеприпасы. Исходя из этого, считаю, что мечети необходимо в первую очередь строить для коренного мусульманского населения, а вопрос миграции должен регулироваться государством».