Кто из нас хоть раз не слышал в свой адрес: эгоист, думаешь только о себе?
Когда мне впервые сказали это в школе, я удивился: как это, только о себе? Технически невозможно!
Можно сказать, что я был маленький и глупый, а взрослые знают, что такое – думать только о себе.
Давайте проверим еще раз.
По идее, это значит думать прежде всего о своей выгоде. Тогда эгоист тот, кто ничем особенно не рискует и не поступается ради других.
Но мы не зовем их эгоистами. Это практичные люди, и среди них есть великодушные, заботливые, добрые.
Или речь идет о самопревозношении?
Посмотрим на гордыню, заносчивость, грубость, обидчивость, зависть, жадность, ревность, принципиальничанье и так далее. Назовем все это для краткости просто жлобством.
Жлобом движут себялюбие и самоутверждение. Но никто его не зовет эгоистом. И не говорит, что он думает о себе.
Он вообще не очень раздражает окружающих.
Раздражают те, кто якает. Их стыдят: я, я – свинья. Или: я – последняя буква в алфавите.
Есть древняя традиция не якать. Ее знают православные и буддийские монахи. Уважают ее и современные ораторы, ограничивающие в речи слово «Я». И это знак своеобразной строгости, аскетизма.
Но дело даже не в местоимении. Раздражает манера слишком много и часто говорить о себе, вызывать интерес к себе.
Конечно, есть любители говорить о «себе, любимом» с таким напором, что это и правда насилие. Не случайно в некоторых странах считается буквально неприличным грузить людей своими проблемами.
Того, кто в ответ на вопрос, как дела, начинает рассказывать о том, как у него дела, называют занудой. А если он слишком навязывает разговор о себе, то могут назвать и эгоистом.
Не надо быть занудой, но при доверии, любви и уважении люди могут рассчитывать на интерес к себе со стороны друг друга, на задушевный разговор.
Человек, который думает или говорит о себе, необязательно нарцисс или эгоцентрик. Иногда ему просто есть что рассказать, поделиться. Или он предпочитает личные примеры, чтобы не кивать на других.
Разговор о себе может быть рефлексией, признанием, исповедью.
Почему бы не поблагодарить собеседника за это?
Чем нам мешает его способность сознавать себя?
Похоже, обыденное значение слова «эгоист» лежит не в нравственной сфере, а в области социальных норм поведения, психологии общения. Мы называем так эгоцентрика, нарциссическую личность, но почему? А что нас задевает в этих людях?
То, что они привлекают к себе внимание.
Но почему нас это задевает?
Почему мы хотим, чтобы наш ближний, так сказать, не высовывался, чтобы скромнее был?
Что если это борьба за своего рода капитал? Что если мы боимся, что, говоря о себе, ближний отнимает значимость у нас?
Так кто же тогда эгоист?
Все говорят, что якать – нехорошо. Но одни стараются не якать сами, а другие учат собеседника. Эй, ты, эгоцентрик! Поговорим-ка лучше обо мне!
Интересно, что жупел эгоизма есть в любом обществе – и в буржуазно-индивидуалистическом, и в патриархально-общинном, и в тоталитарно-коллективистском.
Но похоже, что тему яканья и ячества зачастую выставляют там, где на самом деле надо обсуждать проблему тыканья и тычества.
Ставя ближнему на вид эгоизм, мы тычем в него этот жупел, а сами же проявляем именно это качество, потому что самоутверждаемся за счет осуждения другого.
Люби ближнего как самого себя, сказано в книге, от которой идет вся этика в нашей культуре.
Кто не любит себя, тот одержим отчаянием, пессимизмом, гордостью.
Кто любит и уважает Личность как замысел Творца в себе и в других, никогда не будет жлобом и эгоистом.