В сказке «Конек-Горбунок» есть чудо-юдо-рыба-кит.
Почему юдо, понятно. Связано с еврейством, Библией. Во чрево кита попал пророк Иона.
Почему рыба – тоже понятно. Тем более в оригинальном тексте Библии не упоминается кит. Там говорится о рыбе, а кит – млекопитающее.
Рыба-кит – объединенный сказочный образ. Фольклорное сознание определяет рыбу по простому признаку жизни в воде и умению плавать. Поэтому кит, в народной бытовой мифологии, является рыбой. Но очень большой.
А почему чудо? Просто потому, что в животе кита жить нельзя.
Действительность позволяет пережить волшебно-сказочный опыт только в переносном смысле.
Между тем Петр Ершов описывает события и вовсе чудные.
На ките поселились люди, поставили заборы, дома. На спине его располагалась деревня, крестьяне пахали и сеяли у него на губе. И вокруг даже вырос лес.
А чудо-юдо-рыба-кит страдает от всей этой инфраструктуры. Он вовсе и не хотел этого.
Поэтому, когда к нему подошли Конек-Горбунок с Иваном, он спросил: «Что случилось? Помогите? Почему так?»
Есть хрестоматийная шутка о том, что два важнейших вопроса русской интеллигенции – «Кто виноват?» и «Что делать?».
Иногда упоминается еще и третий вопрос: «Едят ли курицу руками?» Но тогда за шуткой совсем уж теряется философия.
Вопрос о причинах феноменов, оказывается, тесно связан с вопросом об их практических следствиях. Что, если в анализе истоков явления или процесса мы найдем подсказку, что делать дальше?
Сказка – ложь, да в ней намек. Добрым молодцам – урок.
Многие люди прибегают к различным учениям не из чистой любви к мудрости или к Богу. Предметом их фантазии является простое авторитетное знание.
Не случайно такой огромной популярностью пользуются вульгаризированные учения о «карме» и построенные на них методики целительства.
Люди хотят получить простые и доходчивые объяснения происходящему с ними, а также совет – прямое руководство к действию.
Система купли и продажи, преступления и наказания, толчка и движения – всё это вещи очевидные. И очень хочется думать, что на уровне этих парных понятий можно показать всю сложность и диалектичность динамики человеческой судьбы.
Конек-Горбунок знал, что и почему случилось с китом. Оказывается, причина была в его плохой, как теперь бы сказали, «карме». Когда-то он проглотил там какие-то корабли, и так навсегда остался ими фаршированный.
Он сделал то, что было нужно, – выплюнул корабли. И жизнь его тогда стала прекрасна.
И одной из самых прекрасных вещей было само познание, узнавание.
Кит узнал, в чем причина того, что с ним раньше происходило, что происходит сейчас и какие практические шаги надо сделать, чтобы стало лучше.
Это могло открыться ему только свыше, как некий катарсис. И только в свое время.
Кит мучился множество лет, но почему? Потому что не знал, что с ним происходит.
Не знал, за что Бог прогневался на него и что требуется совершить для избавления.
А тут случайно узнал об этом и спасся. Почему? Просто потому, что пришло время?
Кит страдал, а коньку было нужно кольцо на дне окияна. И они встретились.
Вот так и пригодился чудо-юдо-рыба-кит.
Отец Александр Виноградский, священник необычной судьбы, живущий в Иерусалиме, однажды сказал: смотрите, как интересно, Иисус Христос берет себе в помощники кого попало, «случайных» людей.
Сначала было сказано: прощаются тебе грехи твои. И только потом уже – встань и иди.
И человек освободился от бремени неведения и страдания. И понял, куда и зачем идти.
Всем плавающим и путешествующим посвящается эта сказка.
И пусть она не кончается.