0
1243
Газета Взгляд на вещи Интернет-версия

25.07.2008 00:00:00

Укол мужества

Тэги: вакцина, инфекция, медицина


Я прививок не боюсь.

Мы помним эту песню. На прививку – целый класс.

Там один хвастается, что не боится, а потом поет:

«Почему я встал у стенки? У меня дрожат коленки».

Действительно – почему? Чего он боится? Укола?!

Или самой прививки?

Сейчас многие боятся прививок больше, чем инфекций. Есть разные течения против прививок. Пишут, что их значимость преувеличена, а их опасность приуменьшена.

Но без прививок не примут в ясли, сад, школу. Непривитый – значит, не у дел.

Прививка играет не только медицинскую роль, но и социальную. Она связана с функциями власти. Регистрация, контроль, дисциплина, надзор, наказание.

Укололи – и пошел.

Общеобязательная прививка иллюстрирует роль медицины как властного института. Об этом много пишет историк и философ Мишель Фуко.

Медицина – часть системы властных практик и институтов. Основное место среди них занимает, конечно, государство.

Автор текста песни о прививке – Сергей Михалков. Надо ли говорить о важности для него государственной темы?

Он воплотил ее и в самой прямой, классической, идеальной жанровой форме, какая есть для этого в искусстве.

Прививка символизирует социальный порядок, коллективную дисциплину. Они и воспеты.

А также мужество. Но не любое, а то, которое дисциплинирует, коллективизирует, инициирует.

Трусишка уклоняется не просто от боли, а от испытания, которому он должен подвергнуться вместе с классом. А ведь это, между прочим, условие членства в нем.

Укол, который мы получаем в этой песне, – один из тех уроков, что усваиваем в детстве.

Отношение к образам, показанным в песне, может быть разное, в зависимости от дополнительных факторов.

Но у каждого из нас что-то отложится в сознании. Иначе нельзя.

В жизни мы потом расстаемся с детскими комплексами или с семейными традициями. Эволюционируют модели поведения. Бывает так, что меняется идеология и уклад всего общества в целом.

Но некая доза привитой информации всегда воспроизводится как набор схем. Социологи называют это габитусом.

Термин взяли у биологов. Они называют так внешность минерала, растения, животного, человека.

Внешний вид человека – не только телосложение, осанка, походка. Это и манеры, интонации, вкусы, предпочтения, «нрав».

Габитус в определении современного социолога Пьера Бурдьё – система усвоенных предрасположенностей, производимых социальной средой.

Для индивида он работает как комплекс установок, порождающих конкретные социальные практики.

По привитым схемам мы обычно воспринимаем вещи, артефакты, другие объекты, людей. И оцениваем, и делим на классы, решаем для себя, как с ними быть.

Для некоторых случаев таких схем недостаточно. Требуется встать над «привитым». Но если бы не было никакой прививки, то мы бы совсем запутались.

Мотив, привитый в той песенке, движет и теми из нас, кто выступает против прививок. А также школ, больниц, официальных институций, торговых сетей. Против воспитания детей родителями, навязывания ценностей мейнстрима.

Просто здесь массовая практика рисуется сознанию уже не как прививка, а как сама инфекция. А прививкой тогда оказывается «альтернативный подход».

Но ценность инициации как защитной технологии здесь не отрицается, а только утверждается. И прививается дальше.

Дети усвоят часть нашего наследия.

Через следы, отголоски в быту и культуре.

Хорошо ли это? Праздный вопрос.

Габитус – это не подсознательное-бессознательное. И не традиция-инициация. А что-то типа вакцины. Которую во избежание неподконтрольных вирусов дает нам сама жизнь.

Надо тогда понять, как правильно ею пользоваться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1801
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1130
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
827
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1111

Другие новости