Я прививок не боюсь.
Мы помним эту песню. На прививку – целый класс.
Там один хвастается, что не боится, а потом поет:
«Почему я встал у стенки? У меня дрожат коленки».
Действительно – почему? Чего он боится? Укола?!
Или самой прививки?
Сейчас многие боятся прививок больше, чем инфекций. Есть разные течения против прививок. Пишут, что их значимость преувеличена, а их опасность приуменьшена.
Но без прививок не примут в ясли, сад, школу. Непривитый – значит, не у дел.
Прививка играет не только медицинскую роль, но и социальную. Она связана с функциями власти. Регистрация, контроль, дисциплина, надзор, наказание.
Укололи – и пошел.
Общеобязательная прививка иллюстрирует роль медицины как властного института. Об этом много пишет историк и философ Мишель Фуко.
Медицина – часть системы властных практик и институтов. Основное место среди них занимает, конечно, государство.
Автор текста песни о прививке – Сергей Михалков. Надо ли говорить о важности для него государственной темы?
Он воплотил ее и в самой прямой, классической, идеальной жанровой форме, какая есть для этого в искусстве.
Прививка символизирует социальный порядок, коллективную дисциплину. Они и воспеты.
А также мужество. Но не любое, а то, которое дисциплинирует, коллективизирует, инициирует.
Трусишка уклоняется не просто от боли, а от испытания, которому он должен подвергнуться вместе с классом. А ведь это, между прочим, условие членства в нем.
Укол, который мы получаем в этой песне, – один из тех уроков, что усваиваем в детстве.
Отношение к образам, показанным в песне, может быть разное, в зависимости от дополнительных факторов.
Но у каждого из нас что-то отложится в сознании. Иначе нельзя.
В жизни мы потом расстаемся с детскими комплексами или с семейными традициями. Эволюционируют модели поведения. Бывает так, что меняется идеология и уклад всего общества в целом.
Но некая доза привитой информации всегда воспроизводится как набор схем. Социологи называют это габитусом.
Термин взяли у биологов. Они называют так внешность минерала, растения, животного, человека.
Внешний вид человека – не только телосложение, осанка, походка. Это и манеры, интонации, вкусы, предпочтения, «нрав».
Габитус в определении современного социолога Пьера Бурдьё – система усвоенных предрасположенностей, производимых социальной средой.
Для индивида он работает как комплекс установок, порождающих конкретные социальные практики.
По привитым схемам мы обычно воспринимаем вещи, артефакты, другие объекты, людей. И оцениваем, и делим на классы, решаем для себя, как с ними быть.
Для некоторых случаев таких схем недостаточно. Требуется встать над «привитым». Но если бы не было никакой прививки, то мы бы совсем запутались.
Мотив, привитый в той песенке, движет и теми из нас, кто выступает против прививок. А также школ, больниц, официальных институций, торговых сетей. Против воспитания детей родителями, навязывания ценностей мейнстрима.
Просто здесь массовая практика рисуется сознанию уже не как прививка, а как сама инфекция. А прививкой тогда оказывается «альтернативный подход».
Но ценность инициации как защитной технологии здесь не отрицается, а только утверждается. И прививается дальше.
Дети усвоят часть нашего наследия.
Через следы, отголоски в быту и культуре.
Хорошо ли это? Праздный вопрос.
Габитус – это не подсознательное-бессознательное. И не традиция-инициация. А что-то типа вакцины. Которую во избежание неподконтрольных вирусов дает нам сама жизнь.
Надо тогда понять, как правильно ею пользоваться.