Недавно я перечитывал красивое детское стихотворение. Называется «Бабушка и шесть внуков». Автор – Кадя Молодовски. Поэт поколения Маршака и отчасти его школы.
У бабушки было три внука и три внучки. Один лучше другого, одна лучше другой. Она за это сварила им шесть бобов.
Казалось бы – ничего особенного. Но внуки сказали, что эти бобы лучше многого, что они ели.
И как только внуки благодарят бабушку за простые бобы, так сразу им навстречу по лестнице выкатываются шесть бобов волшебных – золотой, янтарный, серебряный, яхонтовый, жемчужный и бриллиантовый.
Кто-то мог бы сказать, что эти внуки с детства обучены какому-то глупому «обхождению». Им не вкусно, а они говорят: «вкусно». Стоит ли приврать, чтобы сделать приятно?
А кто-то скажет: бабушка любила внуков, когда варила бобы. Внуки любили ее, когда кушали бобовую кашу. Что если вкус зависит от эмоций?
И это небогатая семья была. А может, правда было вкусно. И дети получили награду за то, что сумели это почувствовать?
Еще одно из значений этой притчи – особая роль бабушки в восточноевропейской культуре. Это отмечено многими исследователями. В чем же особенность?
Рассмотрим сначала один пример. У моей подруги детства есть внуки, которые старше ее детей. Так часто бывает при последовательной моногамии. Ребенок от второго или третьего брака – моложе своего племянника.
Так вот, эта моя подруга детства не любит сидеть с внуками. «На Западе вообще никто не сидит с внуками», – объясняет она.
Но при этом то и дело беспокоится о своих детях. Включая тех, от кого у нее внуки. Все время дает взрослым детям советы житейского и бытового характера. Предлагает им деньги.
На этом примере видно, как связан уровень эмансипации взрослых людей с ролью бабушек в их жизни. А заодно в культуре, к которой они принадлежат.
Почему на Западе никому не приходит в голову оставить ребенка с бабушкой?
Потому что дети этой бабушки – взрослые самостоятельные люди. В экономике и в повседневной жизни.
А в нашей культуре родители внуков обычно так и остаются инфантильными, взрослыми детьми. И они подсознательно надеются на бабушку. Видят в ней «помощника».
Но это ведь она сама такими их воспитала. В нашей культуре основной идеолог и глава семьи – бабушка.
Впрочем, есть и обратная сторона. Ведь и самих бабушек на Западе рано или поздно отправляют жить в комфортабельный и уютный дом престарелых.
А у нас это недопустимо, вроде предательства. И об этом тоже написано много разных статей и монографий.
Можно сказать, что все дело в экономике. Если есть деньги на няню, зачем отвлекать бабушку от работы. Если есть хорошая благоустроенная богадельня, зачем сидеть с бабушкой.
Но экономика и культура – это базис и надстройка. Они вместе составляют строй, уклад общества.
Сегодня у нас одни бабушки больше думают о детях, другие – о внуках. И те и другие на простом психологическом уровне способны к альтруизму, заботе о других. И, конечно, любят и детей, и внуков.
Но с культурно-антропологической точки зрения понятно, что дети – это тоже я, моя жизнь.
А внуки – уже какая-то вторая производная. Что-то вроде кота в мешке.
В либерально-индивидуалистическом обществе принято думать прежде всего о себе.
Но почему?
Потому что важнее всего для меня моя жизнь.
Включая свободу, личное пространство и все остальное.
В патриархально-коллективистском обществе думают прежде всего о других.
А это почему?
Потому что важнее всего для нас наша «смерть».
Раствориться в бабушкиной каше. В ритуале, обряде, традиции, детях-внуках, предках-потомках.
Жить для других.