0
1356
Газета Взгляд на вещи Интернет-версия

27.06.2008 00:00:00

Бабушкина каша

Тэги: бабушка, дети, традиции, смерть


Недавно я перечитывал красивое детское стихотворение. Называется «Бабушка и шесть внуков». Автор – Кадя Молодовски. Поэт поколения Маршака и отчасти его школы.

У бабушки было три внука и три внучки. Один лучше другого, одна лучше другой. Она за это сварила им шесть бобов.

Казалось бы – ничего особенного. Но внуки сказали, что эти бобы лучше многого, что они ели.

И как только внуки благодарят бабушку за простые бобы, так сразу им навстречу по лестнице выкатываются шесть бобов волшебных – золотой, янтарный, серебряный, яхонтовый, жемчужный и бриллиантовый.

Кто-то мог бы сказать, что эти внуки с детства обучены какому-то глупому «обхождению». Им не вкусно, а они говорят: «вкусно». Стоит ли приврать, чтобы сделать приятно?

А кто-то скажет: бабушка любила внуков, когда варила бобы. Внуки любили ее, когда кушали бобовую кашу. Что если вкус зависит от эмоций?

И это небогатая семья была. А может, правда было вкусно. И дети получили награду за то, что сумели это почувствовать?

Еще одно из значений этой притчи – особая роль бабушки в восточноевропейской культуре. Это отмечено многими исследователями. В чем же особенность?

Рассмотрим сначала один пример. У моей подруги детства есть внуки, которые старше ее детей. Так часто бывает при последовательной моногамии. Ребенок от второго или третьего брака – моложе своего племянника.

Так вот, эта моя подруга детства не любит сидеть с внуками. «На Западе вообще никто не сидит с внуками», – объясняет она.

Но при этом то и дело беспокоится о своих детях. Включая тех, от кого у нее внуки. Все время дает взрослым детям советы житейского и бытового характера. Предлагает им деньги.

На этом примере видно, как связан уровень эмансипации взрослых людей с ролью бабушек в их жизни. А заодно в культуре, к которой они принадлежат.

Почему на Западе никому не приходит в голову оставить ребенка с бабушкой?

Потому что дети этой бабушки – взрослые самостоятельные люди. В экономике и в повседневной жизни.

А в нашей культуре родители внуков обычно так и остаются инфантильными, взрослыми детьми. И они подсознательно надеются на бабушку. Видят в ней «помощника».

Но это ведь она сама такими их воспитала. В нашей культуре основной идеолог и глава семьи – бабушка.

Впрочем, есть и обратная сторона. Ведь и самих бабушек на Западе рано или поздно отправляют жить в комфортабельный и уютный дом престарелых.

А у нас это недопустимо, вроде предательства. И об этом тоже написано много разных статей и монографий.

Можно сказать, что все дело в экономике. Если есть деньги на няню, зачем отвлекать бабушку от работы. Если есть хорошая благоустроенная богадельня, зачем сидеть с бабушкой.

Но экономика и культура – это базис и надстройка. Они вместе составляют строй, уклад общества.

Сегодня у нас одни бабушки больше думают о детях, другие – о внуках. И те и другие на простом психологическом уровне способны к альтруизму, заботе о других. И, конечно, любят и детей, и внуков.

Но с культурно-антропологической точки зрения понятно, что дети – это тоже я, моя жизнь.

А внуки – уже какая-то вторая производная. Что-то вроде кота в мешке.

В либерально-индивидуалистическом обществе принято думать прежде всего о себе.

Но почему?

Потому что важнее всего для меня моя жизнь.

Включая свободу, личное пространство и все остальное.

В патриархально-коллективистском обществе думают прежде всего о других.

А это почему?

Потому что важнее всего для нас наша «смерть».

Раствориться в бабушкиной каше. В ритуале, обряде, традиции, детях-внуках, предках-потомках.

Жить для других.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1805
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1130
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
829
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1112

Другие новости