Представьте себе картинку из детства.
1980 год. Вам 11 лет. Вы сидите вечером на даче, возле огромного, как слон, радиоприемника «Рекорд», и машинально крутите ручку настройки.
И вот сквозь треск и шум глушилок прорываются «голоса».
Они разные – тревожные и умиротворенные, молодые и постарше, мужские и женские. Одни говорят по-русски с акцентом, другие – как в Малом театре. Их нельзя спутать с голосами простого советского радио. Вкрадчивые, манящие, обволакивающие, они внедряются в ваше сознание. Упрямо втягивают в свою реальность. Не дают себя забыть.
Вместе с голосами и интонациями в голову впечатываются имена. У микрофона Людмила Фостер. С вами Сева Новгородцев. В эфире обозреватель Анатолий Максимович Гольдберг.
Придумалась загадка с каламбуром в стиле анекдотиков «про Брежнева».
Вопрос: что общего между психом и инакомыслящим в эпоху развитого социализма? Ответ: оба слушают «голоса».
Репрессивная психиатрия не является советским изобретением. Родство крамолы с безумием – один из важных кодов европейской культуры и менталитета Нового времени.
В Россию этот мотив пришел в XIX веке.
«Нет, Чацкий произвел всю эту кутерьму». – «Как? Чацкого? Кто свел в тюрьму?» – «В горах изранен в лоб, сошел с ума от раны...» – «Что? К фармазонам в клоб? Пошел он в пусурманы?»
Под Чацким подразумевался Чаадаев. Сахаров и Солженицын XIX века. Комедия была пророческой. Чаадаева потом объявили сумасшедшим.
Между голосом из-за бурга и голосами в голове есть что-то глубинно общее.
Голова – тоже радиоприемник, обрабатывающий информацию, идущую по волнам.
А голоса – волнорезы, отвечающие нашему духу противоречия, желанию перевернуть все с ног на голову.
Это желание свойственно нам с детства. Оно выражается в играх-перевертышах со словами, вещами, друзьями, родителями. В культуре есть специальные институты реализации этого желания. Вроде карнавала, подробно описанного философом и культурологом Михаилом Бахтиным.
В классическом психоанализе эта стихия обозначается термином «Оно».
И это самое «оно» в культуре, литературе, кино нередко воплощается в виде таких крамольных, провокационных «голосов».
Здесь мы вплотную подходим к мифологическому понятию, которое может быть общей метафорой для радиоголосов и голосов-галлюцинаций.
Это понятие – демоны.
Вспомним классических бесноватых. Они тоже обычно переименовывают реальность в духе карнавальной стихии: «Не отче не наш...»
А голоса из-за бугра – это медийные демоны, созданные для демонизации идейного врага и для прельщения людей другой идеей.
В Советском Союзе эти передачи называли «вражий голос». Шутя и даже в каком-то смысле любя.
В христианской традиции слово «враг» имеет два значения. Они связаны друг с другом, но и противоположны.
Во-первых, враг – это другой. Он находится снаружи.
«Враги! Давно ли друг от друга их жажда крови отвела...»
Если вслушаться в язык, то мы услышим тут опасную игру понятий «враг» и «друг». Друг – это другой, а значит, может оказаться и врагом.
Во-вторых, враг – это дьявол. Он нападает изнутри и представляет нам мир как сплошную угрозу.
А это нетрудно. Ведь верно писал Чехов:
«Когда в человеке нет того, что выше и сильнее всех внешних влияний, то, право, достаточно для него хорошего насморка, чтобы потерять равновесие и начать видеть в каждой птице сову, в каждом звуке слышать собачий вой».
А в каждом голосе – «вражий голос».
Только любовь и вера могут это преодолеть.
Нагорная проповедь учит любить как друзей, так и врагов.
Это значит, что враги действительно существуют.
И тем не менее.