Последнее время только и слышу о новом людоведе и душелюбе, докторе Хаусе.
Это как бы современный Шерлок Холмс и доктор Фауст в одном лице.
Не знаю, как насчет Фауста, но ассоциация с Холмсом входила в концепцию автора.
Мне нравится думать о родстве ремесел врача и сыщика.
Оба раскрывают и предотвращают козни наших недругов. Будь то микробы или люди.
Оба владеют методами, работающими в стандартных условиях. Но чем сложнее случай, тем меньше вероятность успеха.
Доктор Хаус – мастер обеих профессий. Редчайшие диагнозы в его практике дополняются вполне детективными коллизиями.
Он побеждает благодаря веселому цинизму, презрению к нормам и парадоксальной логике нестандартных решений.
Рассмотрим 15-й эпизод 3-й серии – «Половина мозга».
Гениальный пианист Патрик имеет развитие шестилетнего ребенка. Он стал таким после автокатастрофы из-за дисфункции правого полушария мозга. Полушарие можно удалить, но тогда и дар исчезнет.
Отец Патрика согласен на операцию. На следующий день Патрик сам застегивает пуговицы. Он будет читать, говорить, абстрактно мыслить, но уже не будет фортепианным гением.
Вспоминается другая картина с броским названием «Кастрат Фаринелли». Про певца-сопраниста XVIII века Карло Броски.
Старший брат юного Карло кастрировал его, думая, что спасает его тем самым от опасной болезни. В результате Карло стал петь как соловей.
Он был замечен Генделем, стал его музой, прославился при дворе, в итоге сделался эксклюзивным певцом Филиппа V.
Почему эпизод поп-сериала с философским отсветом напомнил мне о фильме, ставшем классикой?
Потому что оба героя подвергаются радикальному вмешательству, коренным образом и необратимо меняющему их жизнь.
И оба выбирают между здоровьем и необычными способностями. Между Нормой и Даром.
Но есть и различия.
Во-первых, Карло лечат от мнимой болезни, а Патрику правильно поставлен сложный диагноз. Там мракобесие, здесь современная наука, медицина высоких технологий.
Во-вторых, Карло лишен выбора, а Патрик имеет право оставить все как есть. Там патриархальные отношения, здесь цивилизация.
В-третьих, Карло продукт эпохи, когда здоровье индивида было не в цене. Многих кастрировали родители. Кого-то ради красоты, кого-то просто ради славы.
Эпоха Хауса – триумф гуманизма. Может быть, это даже закат его. Но никто пока не сомневается, что главное – здоровье.
Наконец, Карло в итоге живет прекрасно и не хочет ничего менять. Он имеет не только красивый голос, но и возможность чувствовать себя настоящим мачо.
«Я, в общем-то, герой, а вы кто? Хрипуны... Да, кстати, много ли мужской-то силы в вас? Не будем обсуждать».
А Патрик вполне может когда-нибудь ностальгировать по временам своего безмятежно-беспомощного вундеркиндства.
Того гляди, не скажет он спасибо своему врачу. Еще и базу подведет в философском стиле: «А не затем ли я болел, чтоб извлекать все эти звуки из пьянинных клавиш? И стоило ли искушать судьбу, коль мы не знаем цели, смысла жизни?»
Но если бы не чудо медицины, то он никогда не приобрел бы себе в пользование понятия судьбы, цели и смысла. Более того, он никогда бы не научился сам застегивать пуговицы.
Зато теперь он сможет выучиться заново играть на пьянино, и даже лучше, чем когда болел.
Простое яичко дороже стоит, чем золотое. А дар, механически полученный за счет здоровья, не стоит и выеденного яйца.
Куплю DVD с сериалом про доктора Хауса. Хочется узнать его поближе. Приятно, что он не сюсюкает и лечит всех как бы для своего удовольствия.
«Все врут», – любит говорить доктор Хаус.
Значит, это не так.