Читаю монографию Юрия Слёзкина «Эра Меркурия. Евреи в современном мире».
В книге описаны два социально-экономических и этнокультурных типа.
Аполлонийцы – земледельцы, коренные жители, консерваторы, крестьяне и князья. Культ тела и чувств, связь с природой, военно-патриотический дух, имперский универсализм в сочетании с национализмом.
Меркурианцы – кочевники, пастухи, диаспора, революционеры, торговцы и богема. Культ гибкого подвижного ума, урбанизм, космополитизм, внутренняя клановость в сочетании с внешней чуждостью.
Евреи традиционно меркурианский народ, хотя и не единственный. Европейцы формировались как аполлонийцы, но в Новое время «стали евреями».
История европейских евреев – путь из меркурианцев в аполлонийцы среди народов, проходящих обратный путь. Отсюда и катаклизмы.
На первый взгляд похоже на разные мифы. От аполлонизма и дионисийства Ницше или людей солнечного и лунного света Розанова до евразийства и атлантизма в мистически окрашенной геополитике Дугина.
Но мифотворцы ищут в таких сладких парочках метафизику, абсолютность и всеохватность.
А Слёзкин – ученый. Он видит диалектику удачно обозначенных им категорий.
Различение не имеет отношения к Душе Народа и другим мифологическим сущностям.
Это не касты и не классы. У них есть свои границы и внутренние градации.
В определенные эпохи происходит смещение и нарушение границ.
Модель Слёзкина многого не объясняет. И это хорошо. Научная модель не имеет права быть всеохватной.
Тем более что универсальное противопоставление всех и вся давно уже есть.
Это овцы и козы. Или, если хотите, бараны и козлы.
«И поставит овец по правую свою сторону, а козлов по левую».
Так в Евангелии от Матфея описывается Страшный суд.
Представим себе овец и козлов. Что мы видим?
Упрямый или послушный – это баран.
Хитрый и плохо управляемый – козел.
Не менее важен внешний вид животных.
Бараньи рога округленные. Шерсть кудрявая. В фигуре овцы есть что-то мирное. Не зря ангельская образность в традиции отдана агнцу.
Козлиные рога острые, шерсть клочками. Поэтому демоны изображаются в виде козлов.
Отрицательный образ козла есть и в Талмуде, он библейского происхождения. Сеирим (волосатые) в Ветхом Завете изображались полукозлами. Вроде античных сатиров и фавнов. У которых «эллину сияла красота».
В модели Слёзкина аполлонийцы – бараны, меркурианцы – козлы. Но не только и не всегда.
Рассмотрим другие известные оппозиции нашей культуры через эту символику.
Восток и Запад. Деревня и город. Природа и культура. Культура и цивилизация. Европа и Америка. Отцы и дети. Дети и родители. Женщина и мужчина. Сердце и разум. Душа и тело. Солнце и луна. Жизнь и смерть┘
Где тут овцы и где козы? А можно еще вспомнить белую козочку в еврейском фольклоре, семерых козлят в европейском и русском...
Паремия на вторник шестой седмицы Великого Поста повествует о том, как Иаков увеличивал приплод пестрых коз и овец. Они полагались ему по договору с Лаваном.
«Я пройду сегодня по всему стаду овец твоих; отдели из него всякий скот с крапинами и пятнами, всякую скотину черную из овец, также с пятнами и с крапинами из коз. Такой скот будет наградою мне». Так сказал Иаков Лавану.
И ставил перед оплодотворяющимся скотом прутья, чтобы родился пестрый приплод.
Тут две странные вещи.
Во-первых, козы – «подмножество» овец.
Во-вторых, наивно было рассчитывать на воображение скота, но план удался.
Пастух, о котором рассказывает Библия, различает вид, цвет и судьбу своих существ таким непостижимым образом, что мы почти не можем судить об этом. И не будем.