Есть люди, которых раньше называли недотепа. Или растяпа.
Этот тип отражен в литературе, кино, театре всех времен и народов.
Вспомним Чаплина или комедии с Пьером Ришаром, Луи де Фюнесом.
Они все теряют, роняют, ударяются, спотыкаются, проливают воду на штаны, случайно ломают вещи.
Впрочем, от волнения или усталости такое случается со всеми.
Тогда говорят: плохая координация движений. То есть нарушен баланс функций тела и его взаимодействий с вещами и пространством.
Есть люди, имеющие проблемы с мелкой моторикой. У них отсутствуют некоторые простые навыки взрослого человека. Таков брат Кейджа в боевике Face Off. Он проектирует бомбы для бандитов и убийц, а сам так несобран, что долго шнурует себе ботинки.
Такому легче попасть под велосипед или свалиться с лестницы, чем вовремя аккуратно уложить в чемодан вещи.
Однажды я влюбился и от смущения случайно пролил кипяток на девушку. Да еще и не на ту, в которую влюбился. К счастью, все кончилось хорошо, и потом я в этих случаях был осмотрительнее.
Координация движений – это умение и готовность вовремя переложить вещь из одной руки в другую, сменить центр тяжести, найти рычаг или опору.
Современный антрополог и мистик Карлос Кастанеда называет это «точкой сборки».
Координация не сводится к функциям частей тела.
Хочется распространить термин на планирование времени, бюджета, выстраивание приоритетов, быструю оценку ситуации и правильный выбор решения.
Это требует сосредоточенности, внимания, контроля над привычными, порой автоматическими действиями, мыслями, импульсами.
Многие пытаются овладеть этим с помощью психологических, социальных и философских техник и практик.
Но один из путей – начать с тыла, а не фронта. Этот тыл – тело, вместилище души.
В йоге обучают владеть дыханием, чтобы достичь гибкости, пластики и сосредоточенности при движениях.
Это тренирует и оздоровляет тело, дисциплинирует и отрезвляет сознание, гармонизирует и наделяет смыслом бытие.
Почему скоординированным людям легче взаимодействовать? Потому что у них не расходуются силы на самоорганизацию и внутренний диалог.
Тогда им легче сосредоточиться на окружающем и четко понять и выполнить свою реальную задачу в данном конкретном проекте, процессе, ситуации.
Музыканту в ансамбле надо сосредоточиться не на себе и своей роли или амбициях, а на музыке в целом. Так он лучше поймет и сыграет свою партию.
Недаром «ансамбль» переводится как «вместе».
В семье супруги часто не могут понять, как распределить обязанности. То ли по гендерным ролям – мужчина вбивает гвозди и строгает бревна, женщина варит кашу и моет посуду. То ли по принципу паритета – каждый участвует во всем. Иначе, мол, нечестно.
Иногда каждый делает то, что он лучше умеет. Это разумный принцип, но он не работает с задачами, которые плохо даются обоим.
А что, если представить себя единой системой, единым организмом? Тогда сразу легко предлагать «это давай я, а это давай ты». Без всяких обид, упреков, подозрений.
Это требует взаимной честности и доверия. Как и любое сотрудничество.
По теории менеджмента, в групповых проектах одни участники ориентированы на цель, другие на процесс, третьи – на решение. Последние лучше умеют абстрагироваться от амбиций, субординаций, уставов, системных факторов. Они предлагают решения, работающие для конкретной задачи. Но рядом нужны люди, мыслящие на глобально-стратегическом уровне.
Действия тех и других должны быть скоординированы между собой.
Лучшая терапия для недотепы и растяпы – стать руководителем такого большого проекта.
Успешным.