Все знают Жака Лакана – выдающегося философа и психолога XX века. Его имя можно шутя привязать к английскому lack: недостача, нехватка.
Это понятие – по-французски la manque – одно из ключевых в учении Лакана.
Нехваткой бытия и тягой к своему Другому томится мое существо. Мне мало меня. Я стремлюсь отразиться в Другом. Покажите меня Другому – и я буду реальнее для самого себя.
Нехватка и парадоксально стоящая за ней полнота беспокоила не одного Лакана. Эта тема сформировала целую эпоху в философии, психологии, антропологии.
Но у сложного понятия Недостающего Другого есть простой двойник – недостатки других.
«Хороший человек, но много недостатков».
«Это твой недостаток, от него надо избавиться».
«Хватит обсуждать мои недостатки!»
Впервые в детстве мы слышим слово «недостаток» именно в этом значении.
Казалось бы, это те же грехи, пороки, слабости. Но не совсем.
Человек с пороками, грехами, слабостями остается целостным многомерным существом, восприятие которого не ставится в грубую зависимость от оценки его характера или поступков.
Описание через недостатки превращает человека в одномерную таблицу плюсов и минусов, числом которых мерится «отношение» к нему.
Порок – этический термин. Грех – религиозный. Слабость – психологический.
Недостаток – социально-бытовой термин, задающий утилитарное отношение к человеку.
Чего нет, того не сосчитаешь, говорит библейский Екклесиаст, обозначая отсутствие-нехватку словом «хисарон». В идиш оно превратилось в «хисорн», недостаток в грубовато-бытовом смысле. Такие недостатки даже очень сосчитаешь.
Это делает, например, сваха. Та невеста имеет три «хисройнэс», а эта вот пять. Как будто лошадь выбирают. Хорошая сваха смотрит, чтобы жених и невеста подходили друг другу по недостаткам.
Есть два вида любви – рациональная и безусловная.
Рационально мы любим человека за вычетом недостатков, то есть согласны иметь с ним дело лишь частично, и при этом всегда можем заменить его на другого.
Многие предпочитают любить рационально, но сами хотят быть любимыми безусловно.
Вспомним вульгарно-эгоистический штамп: «Полюби меня черненьким, беленьким меня все любят!»
Глупец! Кто согласится всегда иметь дело с твоими недостатками, не имея возможности даже в мыслях заменить тебя на другого?
Безусловная любовь так сложна, что мало кто выбрал бы ее добровольно. Но фокус в том, что она обычно настигает нас как бы помимо нашей воли. В культуре это выражается разными мифами – от античной «стрелы Эрота» до нынешней научной теории «любовной зависимости».
Секрет этой могучей силы приоткрывает тот же Лакан.
Дефицит бытия – фундамент желания. Недостатки других наэлектризованы Недостатком Другого. Мы думаем, что они раздражают нас. И наслаждаемся якобы преимуществом. На самом деле они возбуждают нас. Мы наслаждаемся нехваткой.
«А хисорн: ди калэ из шейн!»
Недостаток: невеста красива!
Можно ли вырваться из лакановской ловушки? Есть ли место для личной воли и для диалектики в отношениях с Другим?
Возможный выход – безусловная любовь как выбор. Если мы выбираем ее сами – то она из иррациональной тяги превращается в дарение. Тогда ты можешь принять другого человека, уже не чувствуя зависимости от волнующих тебя свойств его души.
Но ты можешь пожелать и даже помочь ему избавиться от качеств, мешающих ему самому. Из раба инстинктов и культурных кодов ты тогда превращаешься в существо суверенное, свободное.
Благословен Созидающий души с их потребностями, нехватками, недостатками.
Чего нет, того нельзя считать.
Недостаток: невеста красива.