Когда-то в детстве мне попался учебник психиатрии.
Там был список страхов. Агорафобия, клаустрофобия и другие.
Кинофобия – боязнь собак. А вовсе не фильмов.
Фунгофобия – боязнь обыкновенных грибов.
Сифилофобия – страх заболеть сифилисом.
Канцерофобия – страх заболеть раком┘
Наибольшее впечатление произвела фобофобия.
Страх в квадрате. Страх страха. Боязнь испугаться.
«Фобия» означает страх и ненависть.
Все боятся страха, потому что ненавидят его.
Ненавидят, потому что принято.
Страх считается постыдной вещью.
Одно из самых страшных оскорблений – это «трус».
Страх – психологическое понятие, трусость – культурно-этическое.
Часто совершают смелые поступки из страха оказаться «трусом».
В психологии есть понятие «преодолевающее поведение».
Человек отчаянно устремляется навстречу пугающему опыту.
Он хочет скорее перейти от изматывающего страха к встрече.
Фобофобия мешает различать природу и сущность конкретного страха.
Есть страх-реакция на прямой раздражитель, физическую угрозу.
Он имеет основание в инстинкте самосохранения и не связан с трусостью.
В одном из фильмов Рембо говорит, что без такого страха нельзя быть смелым.
Сначала ты переживаешь этот телесный, естественный страх, а потом всю его энергию трансформируешь в силу.
Но страхом также называют предчувствия и ожидания.
Вроде тех, что бывают перед экзаменом, нежелательной встречей, конфликтом.
На самом деле это не страх, а просто тревога.
В отличие от здорового страха она не вызвана прямым раздражителем.
Если сосредоточиться на предстоящем событии и направить на подготовку к нему всю свою волю и интеллект, тревога исчезнет.
Также страхом зовут культурно-обусловленные представления.
Есть образ волка, крокодила, людоеда, есть традиция бояться их.
Есть кровавые символы в средневековой или античной мифологии.
Есть описания насилия и катастроф в исторических хрониках или средствах массовой информации.
Вся эта «готика» способна вызвать обоснованный мощный страх.
Но только если она происходит здесь и сейчас – в реальном времени.
Даже самые впечатлительные люди различают реальные вещи и воображаемые.
Первые находятся здесь и сейчас перед нами. Вызывают адреналин, сердцебиение, бросают в жар и пот.
Вторые образуют символический фон, живущий в сфере ассоциаций, мыслей, памяти, воображения.
Очень многие люди говорят, что боятся остросюжетных мистических триллеров.
Но ведь фильмы ужасов задуманы как сублимация страха, прививка против него.
Чувство, которое мы испытываем перед художественными образами, относится к страху так же, как нарисованный монстр относится к реальному.
На самом деле это не страх, а просто ужас.
Страх и ужас в нашей культуре и опыте почти нераздельны. Это выражено символически в названии астероидов Фобоса и Деймоса – спутников Марса.
Если бы был еще один спутник, можно бы было назвать его Меримна. Это можно приблизительно перевести как «тревога».
Бывают моменты или периоды, когда работа чувств и интуиции опережает работу разума.
Это может быть вредно, если нет мира в душе.
Тогда ужас превращается в страх перед тем, чего нет.
Это ведет к магизму и суевериям.
Но если есть мир в душе, то ужас помогает глубже видеть то, что есть.
Мир в душе взаимообусловлен со Страхом Божиим.
Страх Божий противоположен тревоге, фобии, трусости.
Это гармония воли, разума и чувств, оптимизм и трезвый взгляд на вещи.
Способность испытывать ужас не перед пугалом, а перед реальным злом.
Которое иногда выглядит совсем не «готичьно», а даже вполне «гломурно».
Ужаснуться – но не испугаться.
И победить.