"Белое движение и завершившее его галлиполийство есть удержание России на гиблом срыве, явление бессмертной души Ея, - ценнейшего, чего отдавать нельзя: национальной чести, высоких целей, назначенных Ей в удел, избранности, быть может, - национального сознания. За это, за невещественное, за душу - бились Белые Воины..." Так оценивал "галлиполийское сидение" в 1927 году Иван Шмелев.
На полуострове Галлиполи (европейская часть Турции) в 1920-1922 годах собранные воедино русские части 1-го корпуса стали грозной силой, которая очень испугала Европу.
Это были тяжелейшие дни и годы для Белого движения. Потеря Родины, горечь поражения, впереди - полная неизвестность... Духовный упадок привел к тому, что люди начали опускаться. Грязные, оборванные, в мятых шинелях, порой без погон, офицеры перестали даже отдавать честь старшим по чину. Жизнь в холодных палатках, голод, болезни, а главное, беспросветность делали свое черное дело: армия превращалась в неуправляемую толпу морально сломленных беженцев. Такова была судьба блестящих белых офицеров - людей, для которых слово "честь" было равнозначно слову "жизнь".
В этих рисунках очень талантливого неизвестного художника, бережно сохраненных в русском зарубежье, само появление которых на свет можно смело считать еще одной исторической сенсацией (после уникальной находки, связанной с именем К.Р. - Т.Т.), отразилась судьба и трагедия Белых Воинов. На этих лицах неизвестных героев, глаза которых смотрят словно в глубь себя, не получая ответа, воедино отразились жизнь человека и история страны, растоптанные иллюзии и ложные надежды. Ложные надежды, надо признать, всегда успешно вселяли союзники - они же способствовали тому, чтобы Белую армию расформировать окончательно. Однако и само высшее военное руководство России "содействовало" ее погибели. Предательство изнутри вместе с предательством союзников осознавали и Колчак, и Деникин, и Врангель. Но они боролись за Россию до конца...
Один из участников знаменитого "Ледяного похода" генерала Корнилова. | Возможно,это сам художник,в стиле которого явно видна основательная школа русской живописи. | На этих лицах отразилась вся судьба Белой гвардии, весь ее путь -от надежды к отчаянию.... |
Весь мир созерцал трагедию Русской Армии -в надежде, что она, разложившись, уничтожит сама себя. Но ее командование не считало, что борьба закончена. Неизвестный художник очень точно запечатлел этот момент - между отчаяньем и верой, иллюзиями и жестокой правдой. Неслучайно особым знаком участников легендарного "Ледяного похода" генерала Корнилова , составивших костяк Белого движения, а затем и белой эмиграции, стал серебряный терновый венец, пронзенный мечом . Одного из таких "первопроходников" ( как их называли ) и видит сегодня читатель "НГ"..
На 12 февраля 1921 г. численность армии в изгнании достигла 48 319 человек,причем почти половину этого числа составляли офицеры. П.Н. Врангель и его соратники считали своим главным делом сохранить кадры для будущего. Уже на пятый день после прибытия первого парохода генерал Кутепов отдал приказ по 1-му армейскому корпусу: "Для поддержания на должной высоте доброго имени и славы русского офицера и солдата, что особенно необходимо на чужой земле, приказываю начальникам тщательно и точно следить за выполнением всех требований дисциплины..." Начались учения, парады, офицерские военно-штабные игры, а также занятия в гимназии имени барона П.Н. Врангеля, что казалось вообще фантастикой. Стало расти уважение к русским со стороны местного населения. Французы, фактически бывшие здесь хозяевами, поблекли: разрешать споры турки шли к "Кутеп-паше" (!).
Так постепенно армия создала вокруг себя атмосферу русской государственности, одним из ярких признаков которой была русская культура. Зарождалась Галлиполийская академическая группа: поэты, писатели, художники издавали рукописные журналы. Возник корпусной театр, а хор Алексеевского полка под управлением поручика Сорокина - регента и композитора - в 1925 г. на Всемирной выставке в Париже получил первый приз. Творческая активность, вера в свои силы привели к тому, что люди стали объединяться в кружки по интересам. Фактически вся Россия отразилась в них - шахматисты, любители древностей, музыканты, фотографы, инженеры, медики - все объединялись, потеряв Родину, творили - и тем спаслись, оставив нам высочайший пример человеческого духа...
Когда стало ясно, что армию невозможно сохранить прежней, П.Н. Врангель решил, что она будет существовать в "полускрытом виде". Отправка армии в Болгарию и Югославию шла с мая до середины декабря 1921 г. За рубежом из Русской Армии был создан легендарный Русский обще-воинский союз (РОВС), куда вошли почти все воинские организации (не случайно РОВС постоянно пытались развалить спецслужбы Запада и СССР).
Все эти исторические события отразились в жизни терского казака станицы Червленой Николая Ивановича Мишутушкина, который оказался в эмиграции и всю жизнь мечтал о возвращении в Россию. Сегодня архив отца трепетно хранит сын - Николай Николаевич Мишутушкин, известный художник, собиратель и знаток искусства Океании, офицер Ордена искусства и литературы Франции. Он и передал мне эти рисунки для обнародования в России. И сегодня они впервые в "НГ" обретают новую жизнь. И снова задаешься вопросом: какой будет судьба всего наследия русского зарубежья, которое таит в себе еще немало открытий? Думаю, эта история, как и сенсация с неизвестным автографом К.Р. ("Русский проект" от 22.05.2002), тоже будет иметь продолжение. Возможно, кто-то знает имя художника или еще помнит лица тех русских офицеров, которые 80 лет спустя после изгнания словно вернулись к нам в Россию.