Весной этого года вице-премьеры России и Украины договорились о предоставлении взаимных квот на обучение в вузах своих стран. Украина обязалась принять 100 российских студентов, Россия - 250. В этом году впервые организациям соотечественников на Украине было выделено 50 мест, 10 из них получила Русская община Украины. "Общинники" занялись самым серьезным отбором претендентов, поскольку искренне полагали, что ребята "за границей" должны явить российской научной общественности интеллектуальное лицо нового поколения соотечественников. Авторитетная комиссия, в которую вошли специалисты высокого ранга, тщательно изучали оценочные листы претендентов, грамоты, дипломы олимпиад и конкурсов. И вот 10 счастливчиков названы. Но, как оказалось, счастье их было очень недолгим.
- Из 10 человек, которые прошли по линии Русской общины, в конце августа ни один человек не был принят в российские вузы, - говорит председатель Русской общины Украины Константин Шуров. - На сегодняшний день зачислены двое. Один - после моих неоднократных походов и звонков в Министерство образования России . Часть детей вообще вынуждена была отказаться от учебы в Москве, даже не покидая пределов Украины, так как до начала августа не было известно, зачислены ли они в вуз, в какой именно и на каких условиях. Хотя по той информации, которая первоначально была доведена до нас из посольства РФ на Украине, будущий студент мог выбрать любой вуз и специальность, за исключением МГИМО, юридических и медицинских вузов, а также вузов и заведений, связанных с подготовкой специалистов по творческим специальностям (консерватория, например).
Ребятам были обещаны общежитие и стипендия. Но когда дети с родителями приехали в Москву за направлениями в выбранные вузы, то выяснилось, что в одном случае вуз не обеспечивал общежитием, в другом - условия для проживания были неприемлемы. То есть обещанное изменилось до неузнаваемости. Юрий Куренков, чья дочь получила возможность учиться в России по линии помощи соотечественникам, все же увез ее из Москвы. Почему?
- В красивой упаковке оказался никуда не годный плод, - сказал он автору этих строк. - Поначалу казалось, что нам очень повезло. Мы, как и просили, получили направление в Лингвистический университет (бывший университет Дружбы народов имени Патриса Лумумбы). Вроде и с будущей специальностью все получилось - "перевод и переводная деятельность". Однако девочке, которая окончила лучшую в Киеве русскую гимназию имени Пушкина, предложили... изучать русский язык как иностранке! Но она-то русский человек! Она собиралась в Москву умножать свои знания, а не затем, чтобы два года вместе с "негром преклонных годов" изучать то, что уже давно пройдено. Правда, нам все же показали путь приумножения знаний. Со второго-третьего курса, как нам сказали, можно будет за дополнительную плату кроме английского изучать еще какой-либо язык или, доплатив еще раз, получить дополнительную специальность... Выяснилось, что за то общежитие, в которое нас поселили, нужно было платить 130 долларов в месяц. Не подходит - тогда отправляйтесь в общежитие в Сокольниках, которое вообще не выдерживает никакой критики. Мы поехали в Москву, не зная всего этого, поэтому отказались от Межрегиональной академии управления в Киеве, куда дочь уже поступила: кстати, сдавала экзамены на всякий случай - а вдруг с Москвой будет прокол. Так и случилось - в Москве мы получили удар ниже пояса.
О вопиющем безобразии того же ряда рассказывает письмо, направленное Русским движением Украины (РДУ) на имя председателя правительственной комиссии РФ по делам соотечественников Валентины Матвиенко. Так, Евгению Сорокину (г. Луцк) и Ларисе Демьянюк (г. Владимир-Волынский), которые прибыли по направлению соответственно в Тамбовский госуниверситет и Санкт-Петербургский педуниверситет им. Герцена, в приеме было отказано. Предоставить общежитие хотя бы до выяснения вопроса им отказались. 17-летняя Лариса Демьянюк, проведя ночь на вокзале, уехала из Северной Пальмиры в свой маленький Владимир-Волынский. А Женя Сорокин вместе с отцом отправился искать правду в Москву. Чиновник из Минобразования РФ, к которому они записались на прием, не нашел для них не только слов извинения, но даже времени. Оскорбленные до глубины души, Сорокины уехали домой. Справедливости ради надо сказать, что участие в судьбе ребят из Западной Украины приняли генеральный консул РФ во Львове и сотрудники российского посольства в Киеве. Благодаря их хлопотам Женя Сорокин все же стал студентом, но уже Тульского института.
"Как утверждают участники этого бесчеловечного эксперимента над российскими соотечественниками, - говорится в письме РДУ к Валентине Матвиенко, - указанные факты - не единичны, они представляют фрагменты складывающейся пагубной системы". По словам отца Жени Сорокина, в Министерстве образования РФ, под дверями ставшего известным всему ближнему зарубежью 103-го кабинета целую неделю дожидались решения вопроса родители из Черкасс, Одессы, Молдавии и т.д. Многие, встретив аналогичный прием в вузах Москвы, Тулы, Тамбова, Санкт-Петербурга, уехали домой.
Из 130 мест в российских вузах, отданных Минвузу Украины, направления получили только 87 человек. На остальные места, получается, претендентов не оказалось - и это при огромном желании наших детей учиться в лучших российских вузах?! И сколько из получивших направления остались учиться в России? Вопрос остается открытым. Ответ на него украинских чиновников не интересует. Любопытно, что скажут их коллеги из Минобразования РФ по поводу скандала с квотами - и не только в России и на Украине. Особенно когда очевидна, вопреки политике президента РФ Владимира Путина, стойкая чиновничья "оборона" от соотечественников и даже их детей.
Донецк