Особые надежды русское зарубежье возлагает на президента России и его новую внешнюю политику по отношению к соотечественникам.
Наши официальные лица, политические лидеры и представители общественных организаций всегда пугливо вздрагивают, а потом долго оправдываются, когда в ближнем зарубежье раздаются ритуальные заклинания и обличения по поводу "пятой колонны" и не изжитого Россией "имперского синдрома". Между тем пора перестать вздрагивать и оправдываться, сочиняя для себя новые комплексы неполноценности, и заняться наконец делом: использовать современные политические технологии в работе со своей диаспорой, как это делается во всем мире. Я имею в виду прежде всего нормальный лоббизм, который давно стал вполне открытой и легальной формой участия самой диаспоры или ее представителей.
Диаспора становится реальным участником системы политических и экономических отношений как внутри государства, так и на международной арене, когда ее представители и созданные ими организации четко осознают свой корпоративный интерес и начинают его реализовывать. Проблема российской диаспоры заключается именно в том, что ее продвинутая часть, в том числе входящая в истеблишмент стран проживания (пусть немногочисленная, но достаточно влиятельная и перспективная), до сих пор не осознает себя общностью, обладающей общим интересом. В основе же этого интереса должно лежать стремление создать такие условия, при которых российская диаспора могла нормально развиваться в стране проживания, иметь возможность легитимного выражения для защиты своих прав, содействовать развитию и укреплению контактов страны проживания с исторической Родиной. Многие русские предприниматели живо откликнулись на декларацию прагматического подхода к взаимодействию с диаспорой, но увидели в этом лишь возможность осуществления своих личных интересов. Имели место случаи, когда предприниматели-"прагматики" бросали все силы и средства на то, чтобы... создавать препоны своим же собратьям, русским коммерсантам в России! Неудивительно поэтому отсутствие в государственных структурах России, в первую очередь в парламенте, лоббистов, отстаивающих интересы российской диаспоры. Как правило, механизм нормального лоббизма изредка включается накануне очередных выборов, да и то в целях выяснения межпартийных отношений... Похоже, что без диаспорального лобби, грамотно работающего в современных условиях, и в самой России еще долго порядка не будет.
Мировой опыт свидетельствует о том, что большинство диаспор в мире активно реализовывают свой корпоративный интерес в странах проживания, не уповая на бескорыстие государства-"материка". Все мировые диаспоры, создавшие действенную систему лоббирования, в том числе на уровне международных организаций, строят свою деятельность не только на сугубо материальных мотивах, но еще и на патриотизме, чувстве ответственности за судьбу своего народа, пусть разбросанного, но не утратившего духовной цельности. Откуда же взяться патриотизму в диаспоре, если в самой России, где само слово и понятие "патриотизм" беспардонно шельмуется на протяжении последних десяти лет, эту проблему впору ставить на государственный уровень?! Анализируя ситуацию в нашем Отечестве с этой точки зрения, задаешься многими вопросами, например: почему нет серьезных исследований о состоянии и перспективах русского народа в самой России? Почему так робко раздаются голоса в защиту русского языка, русской культуры, исконных традиций в самой России? Можно, конечно сослаться на глобализацию, распространение массовой культуры как объективного явления и т.п. Но ведь другие страны стремятся поддерживать свою самобытность и в условиях глобализации! Если не поддержать сегодня русский мир как культурный феномен, к которому относятся представители разных народов, органично ощущающие свое включение в эту культурную систему, в самой России, то о каком "строительстве русского мира" за рубежом можно говорить вообще?! В большинстве мировых диаспор именно патриотизм является цементирующей идеей. Широко известно высказывание Шарля Азнавура о том, что для армянина, живущего за рубежом, главное - не язык и "чистота" этнического происхождения, а совсем другое: "Если ты - армянин, то помогай Армении". К тому же любая страна, привыкшая заботиться о своем будущем, всегда думает о новом поколении, в том числе и в диаспоре. Современный Китай гораздо большее внимание в реализации своей экономической и политической модели уделяет не старым китайским общинам за рубежом, а "новой миграции", особенно выпускникам престижных европейских вузов, нашедшим себе применение в этих странах, но активно содействующим развитию финансовых, экономических связей, бизнес-структур в стране проживания с китайскими банками и предприятиями. Причина проста: эти люди более тесно завязаны на "материк", а их профессионализм и европейский уровень способны продвинуть вперед их историческую родину. Что же касается старой китайской эмиграции, то для нынешних китайских лидеров интерес представляют те, кто обладает экономическим потенциалом и является "патриотом Китая". Как видим, все эти процессы таинственным образом обходят Россию и русскую диаспору, где до сих пор пугаются клейма "пятая колонна". Между тем переход на современные политические технологии вряд ли возможен без "старого" русского патриотизма. Без него никакой лоббизм в принципе невозможен.