Еще каких-нибудь двадцать лет назад не было такого понятия, как "единое информационное пространство", а сегодня мы с полной уверенностью уже можем говорить о таком решающем факторе мирового информационного поля, как "русскофония". "Русскофония" (по аналогии с франкофонией) - это, на мой взгляд, единое информационное пространство русского языка, в котором живут и работают люди, воспитанные в системе русского языка и культуры независимо от национальной принадлежности, места проживания, вероисповедания и т.д. Для России этот фактор предоставляет невиданные возможности, которыми она должна пользоваться как рычагами не только прямого политического влияния, особенно учитывая такие плюсы, как общий благожелательный фон для президента РФ, вхождение нашей страны в мировую экономику и др. То есть "русскофония" сегодня является реальностью мирового информационного рынка. Именно с учетом этого обстоятельства и была создана такая общественная организация, как Всемирная Ассоциация русской прессы. Еще в 1988 году информационное агентство ИТАР-ТАСС выступило с инициативой по проведению тогда первого Всемирного конгресса русской прессы, который и стал основой нынешней ассоциации.
Четырехлетний опыт показывает, сколь важна наша помощь и поддержка нашим коллегам, работающим за рубежом, причем самого разного характера - от материально-технического до организационного. Особое место тут занимает обучение кадров - ведь не секрет, что русскоязычная зарубежная журналистика стареет, тогда как количество русских изданий стремительно увеличивается как в ближнем, так и дальнем зарубежье.
По нашим данным, русская пресса издается в 63 странах мира. Она издается даже в таких странах, как Парагвай и Тайвань, которые еще недавно трудно было бы заподозрить в какой бы то ни было "русскофонии". Есть такая организация - Ассоциация русских и их потомков в Парагвае, которая издает свою газету. На Тайване тоже издается русская газета. В Южной Корее нашелся энтузиаст, который практически ни слова не говорит по-русски, но он на свои деньги издает русскую газету "Сеульский вестник". На первый взгляд это экзотические штрихи, но они только ярче характеризуют общую картину.
А общая картина такова: только в Соединенных Штатах Америки сегодня издается 72 русские газеты. Сегодня в Америке 18 телеканалов разного формата вещают на русском языке - это огромное информационное поле, взаимодействие с которым является очень важной задачей. Разумеется, неверно было бы считать всех наших коллег, русскоязычных журналистов, работающих за рубежом, очередной "пятой колонной", что было бы примитивной данью советскому мышлению и канувшей в Лету идеологии. Но вот искренний интерес к России, симпатию к ней и желание понять происходящие у нас процессы непредвзято со стороны наших зарубежных коллег - эти движения души надо учитывать постоянно, в том числе и тогда, когда речь идет о налаживании связей между диаспорами. У нас в ИТАР-ТАСС постоянно проходят семинары русскоязычных зарубежных журналистов, в которых участвуют представители не менее чем из 20 стран мира. Это наша каждодневная практика работы, включающая в себя, разумеется, и конгрессы русской прессы, которые проходили в России, США и Израиле, а в октябре этого года очередной конгресс пройдет в Германии.
За последние годы с нашей помощью, с учетом реальных потребностей аудитории открылись две новые газеты в Германии, новая русская газета в Аргентине ("Славянские ведомости"), создан целый ряд информационных агентств, сотрудничающих с ИТАР-ТАСС: это совместное информационное агентство с Германией ("Русс-пресс"), совместное агентство с Казахстаном ("Хабар-ТАСС"), есть аналогичный проект с нашими украинскими коллегами. Подобных рычагов для развития и поддержки "русскофонии" немало. Часто наблюдается весьма парадоксальная картина. Скажем, много говорится о проблемах с нашими соотечественниками в Латвии, что справедливо, но вот факт: тиражи русских газет, русских изданий в Латвии постоянно растут! Следовательно, здесь работает реальный рыночный механизм, который нашими политиками абсолютно не учитывается. В Риге, например, есть русскоязычное издательство, общий тираж которого 5 миллионов экземпляров! Это, пожалуй, самая мощная издательская структура во всей Прибалтике. Но кто у нас в России учитывает подобный потенциал?
Мы можем и должны сегодня оказывать реальную помощь зарубежным русскоязычным средствам массовой информации, в том числе и эмигрантским, и изданиям русских диаспор. И здесь нужен сугубо профессиональный подход: многие мои коллеги постоянно выступают за создание каких-то новых специальных газет и журналов для диаспоры. Известно, чем такие намерения заканчиваются: такие невостребованные журналы будут лежать тоннами, никому не нужные, а деньги государства или спонсоров будут выброшены на ветер. Сегодня, когда в любом ларьке Нью-Йорка можно купить практически любую российскую газету, искусственные роды еще каких-то специальных гомункулусов заведомо обречены. А вот оказание помощи действующим зарубежным средствам массовой информации, особенно наиболее влиятельным из них, уже имеющим авторитет среди диаспоры, - это, мне кажется, вполне реальная задача, которую следует нам решать.