0
831
Газета Русский проект Интернет-версия

26.06.2002 00:00:00

Холодный климат в Центральной Азии

Аждар Куртов

Об авторе: Аждар Аширович Куртов - политолог, сотрудник Российского института стратегических исследований.

Тэги: центральная азия, бизнес


Для современного мира стало характерным, что показатели состоятельности и благополучия тех или иных стран все более и более зависят не от размеров территории или численности армий, а от способности населения конкретного государства успешно реализовать себя в условиях рыночных экономических отношений. Успехи в бизнесе как компаний в целом, так и отдельных лиц стали составной частью имиджа многих государств наравне с достижениями в области науки или искусства.

Поэтому анализ положения дел в бизнесе российских соотечественников позволяет порой гораздо лучше понять ситуацию в той или иной стране, чем изучение официальных пресс-релизов дипломатов. Регион Центральной Азии в этом отношении более чем показателен. Ни для кого не секрет, что нетитульному населению в пяти центральноазиатских государствах живется, мягко говоря, некомфортно. Многомиллионные потоки мигрантов самим фактом своего существования камня на камне не оставляют от риторики иных политиков о вечной дружбе между народами.

От хорошей жизни не бегут. Бегут от нужды, от притеснений, от отсутствия надежды на лучшее будущее для себя и своих детей. Бегут от условий, в которых невозможно реализовать свою личность. Жизнь ведь у человека всего одна. Между тем мировой опыт свидетельствует о том, что представители разных этносов зачастую весьма успешно реализуют себя если не в политике или гуманитарной сфере, то в бизнесе в полиэтнических государствах. Яркий пример этого - китайские хуацяо. Между прочим, российским депутатам нелишне будет напомнить, что в высшем законодательном органе КНР есть представительство от этой категории соотечественников.

Бизнес же у наших соотечественников в Центральной Азии ни в какое сравнение не идет с бизнесом хуацяо. Почему это происходит? Причины здесь разные, да и в пяти центральноазиатских государствах они не во всем идентичные. Разоренный гражданской войной Таджикистан еще не оправился от перенесенных травм и переживает своеобразный период "постельного режима". Так что свобода развития бизнеса для всех этносов республики пока в ранжире ценностей власти стоит неизмеримо ниже задачи сохранения мира, которую обеспечивают зачастую путем тривиального раздела сфер влияния между теми, кто ранее боролся за власть с оружием в руках.

В Туркменистане властные структуры просто не видят необходимости уделять хоть какое-то внимание бизнесу русскоязычных граждан республики. Здесь решают иную задачу - на базе укрепления моноцентризма президентской власти обеспечить "золотой век туркменского народа".

В Киргизии ситуация иная - основная проблема состоит в отсутствие объективных ресурсов для ведения успешного бизнеса. Бедность подавляющей массы населения многопудовыми гирями сдерживает любые реформы. Киргизы наравне с русскими вынуждены зарабатывать хлеб свой насущный в основном челночной торговлей за пределами республики.

Но вот в Узбекистане и Казахстане ситуация другая. В этих республиках бизнес наших соотечественников находится под откровенным прессингом со стороны властных структур. Весьма любопытные данные были получены в результате одного из социологических исследований, проведенного недавно в этих государствах. Респондентами выступали представители мелкого и среднего бизнеса из числа нетитульного населения, относящегося к бывшим гражданам СССР. На вопрос: "Считаете ли вы, что в государстве обеспечены равные условия для ведения бизнеса для представителей разных национальностей?" - утвердительно в Узбекистане ответили только 11% опрошенных, а в Казахстане - 14,5%. Одновременно на вопрос: "Улучшился ли бы ваш бизнес, если бы вы были узбеком (казахом)?" - утвердительно ответили 98 и 95% соответственно.

В то же время из предложенных вариантов ответов на вопрос анкеты: "Назовите основную причину, мешающую успеху вашего бизнеса" - вариант "отсутствие надлежащего законодательного регулирования" выбрали всего 4% опрашиваемых в Узбекистане и 9% в Казахстане. Достаточно мало было и тех, кто в качестве такой причины выбрал "деятельность криминальных структур": соответственно 13 и 22%. Нельзя в этой связи не отметить, что в России аналогичный ответ выбирает значительно большее число предпринимателей. Но самое примечательное состояло в другом: большинство участников опроса указали в качестве основного препятствия их бизнесу "действия властных, в том числе административных, государственных структур". В Узбекистане на это указали 54%, а в Казахстане - 59% опрошенных (остальные ответы касались других вариантов). Таким образом, результаты этого социологического исследования достаточно убедительно показали, что именно намеренно предвзятое отношение со стороны власти в этих республиках к развитию бизнеса нетитульного населения служит одним из слагаемых той политической линии, которая и вынуждает многих наших соотечественников задумываться о перемене места жительства.

Государственная политика ряда центральноазиатских республик в этом смысле реализует не китайскую "модель хуацяо", а модель кастового деления в древней Индии, где существовала каста "шудр" (слуг) с четко определенной общественной нишей и дозволенными возможностями выбора профессиональной деятельности.

Такая этнократическая по своей сути политика открыто, разумеется, не артикулируется на официальном уровне, но она стала практикой повседневной деятельности властей и яркой характеристикой общей атмосферы. Одновременно в сознание населения внедряется тезис о том, что государство должно создаваться одним, доминирующим на данной территории, наиболее "историческим", "традиционным" и т.п. этносом. Другие же этнические группы рассматриваются как подзадержавшиеся "гости" , по отношению к которым "государственный" этнос может вести толерантную политику только при условии выполнения ряда его требований. Шаг за шагом этот подход в явной или скрытой форме воплощается прежде всего в административной практике.

Свое отношение к бизнесу власти в государствах Центральной Азии определяют в контексте личного передела собственности. При этом сама собственность используется для возведения государства, в котором привилегированное положение получают "этнически чистые" управляющие. Такой подход явно расходится с ценностями современной цивилизации, что, впрочем, лидеров региона не смущает.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1791
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1123
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
821
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1107

Другие новости