Еврейский народ и еврейская диаспора обладает уникальным опытом выживания, а потому имеет смысл изучить и этот опыт. Главное - надо уметь свое поражение превратить в победу! А почему бы и нет? То, что многие уехали из России, можно воспринимать как поражение, а можно считать, что это высадился наш духовный десант! Высадился, закрепился без единого выстрела в разных странах - и прекрасно: это наши лоббисты, это наша гордость, давайте их поддерживать. А главное - давайте наконец работать профессионально.
Я вхожу в Межрелигиозный совет России, где сопредседателями являются и митрополит Кирилл, и главный раввин России Адольф Шаевич: так вот, для Межрелигиозного совета России взаимодействие с российскими соотечественниками за рубежом - это одна из стратегических задач. И для религии не существует ни границ, ни социальных расколов, потому что она самый важный элемент объединения. Наша общая задача - воспитание в традициях народа молодого поколения, сохранение этих традиций. И я думаю, на посольства можно было бы возложить, например, организацию и поддержку детских воскресных школ. Ведь работа с детьми, будь то еврейские или русские дети, - это самая благородная работа, лишенная какой бы то ни было политической конъюнктуры. К тому же дети страдают от одиночества больше всего: родители, как всегда, заняты, они только говорят, что они "ради детей" уезжают в Израиль, Америку или Канаду. Но как только они оказываются за рубежом, они хотят быть "как все" - и своих детей они не видят и знать не знают. А дети брошены, они-то больше всего страдают от ностальгии: они помнят и это Подмосковье, и эту русскую зиму, и русское лето┘ Надо им, детям и подросткам, помогать прежде всего: может быть, организовывать летние или зимние лагеря, можно еще продумать какие-то формы объединения, но дети не должны терять связи с Родиной, а Родина у нас у всех одна - Россия.
У нас есть очень красивый праздник, когда положено есть фрукты, выращенные на земле обетованной. Этот праздник придумали уже в наше время - именно для того, чтобы объединиться. Но ведь сначала нужно посадить дерево, а уж потом пользоваться его плодами. Значит, надо просто работать.