Сегодня подобные исследования в силу разных причин (разрушение и исчезновение общей научной "школы", отсутствие финансирования и научных контактов, политическая "закрытость" ряда стран СНГ и т.д.) настолько редки, что нынешний опыт "Независимой" можно назвать беспрецедентным. Поэтому мы вправе, наверное, рассчитывать на то, что данные этого объективного анализа будут эффективно использованы и российской властью, и российской общественностью, и другими исследователями. Результаты этого анализа резко отличаются от политических деклараций и мифов - и в этом тоже их несомненная польза. И поскольку положение русских именно в ближнем зарубежье до сих пор остается самым больным вопросом, мы решили представить широкому кругу читателей первые итоги коллективной научной экспертизы, в которых прослеживаются неутешительные в целом тенденции.
Положение русской диаспоры в "новом зарубежье", как мы полагаем, на страницах "НГ" (в том числе и в рамках "Русского проекта") регулярно будут оценивать ведущие ученые и специалисты, живущие как в самой России, так и в странах СНГ и Балтии. Оценка (по пятибалльной системе) будет выставляться как для характеристики общей ситуации в каждой из стран Содружества и Прибалтийского региона, так и по отдельным срезам различных проблем (например, возможность получения высшего образования на русском языке, состояние русского бизнеса и т.д.). Свое мнение по этим проблемам будет высказывать специальный совет экспертов "НГ": такая форма работы "коллективного разума" кажется нам и своевременной, и наиболее эффективной. Сегодня положение русской диаспоры в Содружестве и странах Балтии оценивает экспертный совет в следующем составе:
Айрапетова Наталья Артаваздовна - обозреватель "Независимой газеты". Россия, Москва.
Арутюнян Юрий Вартанович - член-корреспондент РАН. Россия, Москва.
Гушер Анатолий Иванович - руководитель Центра стратегического развития. Россия, Москва.
Дробижева Леокадия Михайловна - профессор, доктор исторических наук, директор Института социологии РАН. Россия, Москва.
Затулин Константин Федорович - директор Института стран СНГ (Институт диаспоры и интеграции). Россия, Москва.
Куртов Аждар Аширович - политолог и правовед. Российский институт стратегических исследований. Россия, Москва.
Лысенко Юрий Владимирович - старший научный сотрудник Центра СНГ Дипакадемии МИД РФ. Россия, Москва.
Полоскова Татьяна Викторовна - доктор политических наук,профессор Дипломатической академии МИД РФ. Россия, Москва
Ульянов Юрий Евгеньевич - доктор филологии, председатель Общества российских граждан в Латвии, доцент Пушкинского лицея. Латвия, Рига.
Для характеристики ситуации в странах СНГ и Балтии используется пятибалльная система. Наивысший балл - "пятерка" - обозначает относительно нормальную ситуацию вокруг русских, постоянно действующее цивилизованное правовое поле по решению их проблем, адекватно отраженное в реальной жизни и в практике местных властей (в ряде случаев приводится и "особое мнение" экспертов, которое освещает проблему подчас с неожиданной стороны). Эксперты "НГ" определили свое мнение по следующим параметрам:
1. Реальное положение русской диаспоры в целом.
2. Ее гражданская и политическая активность.
3. Представительство русских в органах власти различных уровней.
4. Отношения с местной властью.
5. Отношения с населением.
6. Уровень правовой защищенности граждан России и этнических русских.
7. Отсутствие миграционных настроений (отмечены ли тенденции к эмиграции из страны проживания).
8. Отсутствие правовых актов, нарушающих двусторонние соглашения с Россией и соглашения в рамках СНГ.
9. Отсутствие правовых актов, нарушающих международные нормы.
10. Официальный статус русского языка.
11. Возможность получения высшего образования на русском языке в государственных учебных заведениях.
12. Возможность получения работы (в том числе и престижной) в государственных учреждениях СНГ и Балтии.
13. Возможность изучать русский язык и русскую литературу.
14. Наличие изданий на русском языке, включая СМИ России (печатные и электронные).
15. Возможность свободного общения на русском языке - в быту, на работе, в государственных и негосударственных учреждениях. Общая атмосфера вокруг говорящих по-русски.
16. Возможность посещать Россию.
17. Связь русской диаспоры с Россией: возможность родственных, культурных, научных, политических контактов.
18. Связь между русской диаспорой ближнего и дальнего зарубежья (в том числе и при "посредничестве" России).
19. Уровень жизни русского населения по сравнению с титульным.
20. Положение русского бизнеса.
"Тройка" - за жизнь, "двойка" - за политическую активность
Общий балл по всем странам Содружества равен в основном "тройке", а известный исследователь Леокадия Дробижева выставила "двойку" (!) русской диаспоре за гражданскую и политическую активность (вопрос 2-й). Связь русской диаспоры с Россией, а также с диаспорой дальнего зарубежья оценена г-жой Дробижевой на "тройку", а положение русского бизнеса - между "тройкой" и "четверкой". Таких же оценок придерживается и другой известный исследователь, посвятивший не один десяток лет сравнительному изучению титульных и нетитульных наций еще в бывшем Союзе, член-корреспондент РАН Юрий Арутюнян.
Известный политик Константин Затулин оказался весьма суров в роли эксперта: он в качестве общего балла выставил Азербайджану "единицу", оценив там гражданскую и политическую активность русских на "двойку", равно как и их представительство в органах власти: такая же оценка выставлена официальному статусу русского языка и положению русского бизнеса (данная графа удостоилась "тройки" в Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Латвии, "четверку" у Затулина получила Литва и Приднестровье, а "единицу" - Узбекистан и Туркмения). "Пятерку" у Константина Федоровича и его коллег получила Белоруссия вместе с Приднестровьем - за отношение к русскому языку и русской культуре, реальную возможность получения образования на русском языке. Но вот в чем г-н Затулин был особенно бескомпромиссен - это в оценке связей между русской диаспорой ближнего и дальнего зарубежья: тут уж все без исключения страны Содружества получили у него, говоря на школьном жаргоне, "кол". Гражданская и политическая активность русских в Туркмении получила ... "единицу".
Хорошо жить на Востоке... или на Западе?
Политолог Аждар Куртов, специалист по Центральной и Средней Азии, в графе 15-й поставил "4" Украине, но специально оговорил, что эта оценка "никоим образом не касается западенцев". Если же говорить об общей оценке в целом, то реальное положение русской диаспоры во всех странах СНГ оценено Аждаром Куртовым на "тройку", гражданская и политическая активность русских - на "двойку", их представительство в органах власти - на "единицу" (!), так же как и официальный статус русского языка, возможность получения высшего образования на русском языке, а также престижной работы. На "двойку" в целом оценен и уровень жизни русского населения по сравнению с титульным. В Казахстане представительство русских оценено на "2". В Узбекистане первые четыре позиции оценены исследователем на "2", так же как и возможность получения престижной работы. В Узбекистане оценена на "двойку" возможность изучать русский язык и русскую литературу, а также возможность посещать Россию. Что же касается Туркмении, то на фоне благополучных отношений с местным населением ("4") первые четыре позиции оцениваются Куртовым соответственно как "2-1-1-2". Туркменистан, несмотря на официальные песнопения с двух сторон, выглядит в этих исследованиях отнюдь не радужно для русских. В Грузии и Азербайджане Аждаром Куртовым довольно низко оценена активность русской диаспоры ("1"), представительство русских в органах власти (соответственно "2" и "1"), уровень правовой защищенности граждан России и этнических русских ("2"), возможность получения высшего образования на русском языке в государственных учреждениях (соответственно "1" и "2").
Особое мнение
Весьма своеобразной оказалась точка зрения на процессы, происходящие в русской диаспоре Содружества, доктора политических наук Татьяны Полосковой. Высоко оценив, в отличие от других экспертов, как более благополучную ситуацию с русскими в странах Балтии (так, положение русского бизнеса во всех трех странах исследователь оценила на "четверку"), Татьяна Полоскова по ряду позиций высказала "особое мнение". Во-первых, отметила, что в Таллинне зафиксирован особый статус русского языка в сфере обслуживания (что является следствием объединенных усилий общественных организаций диаспоры и русского бизнеса), во-вторых, по ее мнению, интерес к языку зависит от интереса к стране в целом (в данном случае - к России), а если учесть что в самом нашем Отечестве, по данным ВЦИОМ, почти треть из опрошенных родителей не желают, чтобы их дети учились и жили в России, то и требовать большего патриотизма от других стран пока нереально. Связь русской диаспоры СНГ с Россией, а также с диаспорой дальнего зарубежья исследователь оценила на "двойку".
Республика Беларусь со знаком "плюс"
Белоруссия в данном исследовании вообще получила более высокие оценки, чем все остальные страны СНГ: руководитель Центра стратегического развития Анатолий Гушер поставил самый высокий общий балл Белоруссии - "четверку" (которая складывается в основном из одних "пятерок"). В Молдавии возможность получения престижной работы, как и статус русского языка, Анатолий Гушер оценил на "двойку". Все страны Балтии с точки зрения получения высшего образования на русском языке в государственных учреждениях получили "единицу".
Итоги и перспективы
Итак, первая коллективная профессиональная экспертиза проведена, и ее итоги, к которым мы будем еще не раз возвращаться, как мы надеемся, натолкнут на размышления прежде всего российскую власть со всеми ее "ветвями". К сожалению, в СНГ и Балтии общая атмосфера вокруг русских и 10 лет спустя после развала СССР оставляет желать много лучшего.