0
506
Газета Тенденции Печатная версия

15.04.2025 16:43:00

Между христианской республикой и леволиберальной империей

В дискуссии о религиозных корнях Европы рождаются проекты будущего

Михаил Стрелец

Об авторе: Михаил Васильевич Стрелец – доктор исторических наук, профессор.

Тэги: ес, европа, венгрия, виктор орбан, христианство, церковь, вера, политика, государство, традиционные ценности, сша, дональд трамп, папа франциск, либерализм, римская империя


ес, европа, венгрия, виктор орбан, христианство, церковь, вера, политика, государство, традиционные ценности, сша, дональд трамп, папа франциск, либерализм, римская империя Даже либеральная элита Евросоюза чтит наследие Карла Великого и Священной Римской империи. Фото с сайта www.brf.be

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан выдвинул 12 требований к Евросоюзу, включая призыв защитить христианское наследие Европы. «Чего требует венгерский народ от Брюсселя?» – такой вопрос задал Орбан в соцсети. В числе прочего – «защитить христианское наследие Европы». Венгерский премьер также потребовал «запретить противоестественное перевоспитание наших детей». Это выступление Орбана прозвучало 15 марта, и оно уже не первое на такую тему. Вообще тема христианских основ Европы на протяжении последних десятилетий неоднократно становилась предметом публичных дебатов в Европейском союзе.

Основной закон и христианские основы

В начале 2000-х годов разгорелась дискуссия о том, должна ли Конституция ЕС включать упоминание о христианском наследии. Ватикан и ряд политиков настаивали на том, что европейская идентичность исторически неотделима от христианства и эта истина должна найти отражение в преамбуле Основного закона. Папа Иоанн Павел II призывал внести в текст Конституции упоминание христианства или хотя бы Бога. К этой позиции присоединились многие христианские конфессии Европы и консервативные партии. Католические страны – прежде всего Италия, Польша, Испания, Португалия, Словакия, Мальта, Литва – активно поддерживали идею закрепить «христианские (или иудео-христианские) корни Европы» в тексте. Правительства Польши и Италии официально настаивали на прямом упоминании христианства в преамбуле.

Однако против решительно выступили светски настроенные страны – в первую очередь Франция с ее традицией лаицизма. Париж заявлял, что Конституция должна оставаться сугубо светским документом и что ссылаться только на одну религию (христианство), не упомянув другие, недопустимо в многообразной Европе. Французская сторона предупреждала, что выделение христианства может обидеть Турцию, рассматривавшуюся тогда в качестве потенциального члена ЕС. Против ссылки на веру возражали и некоторые скандинавские правительства, апеллируя к принципу разделения церкви и государства.

В итоге председатель Европейского конвента Валери Жискар д’Эстен предложил компромисс: говорить не о конкретной религии, а об общих духовно-культурных истоках. После напряженных дебатов была выработана нейтральная формулировка, вошедшая в проект: «вдохновляясь культурным, религиозным и гуманистическим наследием Европы».

Таким образом, прямых упоминаний христианства (как и иных религий) в тексте не осталось. Попытки ряда стран добавить слова о Боге или иудео-христианских корнях не получили консенсуса и были отклонены к июню 2004 года.

Ватикан охарактеризовал итоговый текст как «непризнание исторической очевидности». Официальный представитель Святого престола Хоакин Наварро-Вальс резко отозвался о решении Европейского совета. Ватиканская газета L’Osservatore Romano писала, что Конституция ЕС «смотрит в будущее, предпочитая игнорировать историческое прошлое». Сам папа Иоанн Павел II, обращаясь в июне 2004 года к паломникам, горько заметил: «Корни, из которых ты вырос, не отсекают!»

Стоит отметить, что параллельно шла общественная кампания за учет христианского наследия. В Европарламенте образовалась межфракционная коалиция, собравшая к концу 2003 года почти миллион подписей граждан под петицией о добавлении упоминания о христианстве. Однако, несмотря на поддержку церковных и общественных институтов, политический компромисс склонился в пользу светской формулы. В результате принятая формулировка преамбулы (которая затем перешла и в преамбулу Лиссабонского договора 2007 года) стала своеобразным кодом компромисса: признается вклад религии в европейскую цивилизацию, но без прямого названия конфессии. Этот эпизод выявил разный взгляд стран ЕС на соотношение религиозных корней и светской идентичности союза.

Религиозное наследие в институциях и дискурсах Евросоюза

Вопрос о христианских основах Европы проявляется не только в конституционных дебатах, но и в текущей политике и риторике институтов. Европейский союз официально провозглашает принцип «единства в многообразии», признавая вклад разных культур и традиций в свою идентичность. В преамбуле действующих договоров закреплено, что народы Европы черпают вдохновение из культурного, религиозного и гуманистического наследия континента. Хотя упоминание конкретно христианства отсутствует, сама отсылка к религиозному наследию подразумевает прежде всего многовековую христианскую традицию, которая наряду с античностью и Просвещением легла в основу европейской цивилизации.

В практическом плане начиная с нулевых годов реализован официальный диалог с церквами. Статья 17 Договора о функционировании ЕС (введенная Лиссабонским договором) обязывает институты союза поддерживать открытый и регулярный диалог с религиозными объединениями. Это отражение признания того, что церкви и религия – часть общественной жизни Европы, влияющая на ценности и политику. Например, Европейская комиссия и Европарламент ежегодно проводят встречи с Конференцией европейских церквей, Комиссией епископатов (COMECE) и др., обсуждая социальные и этические вопросы. Такой формат появился во многом вслед за дебатами о христианских корнях: светский характер союза был сохранен, но религиозные голоса получили институционализированный канал взаимодействия. Хотя прямое упоминание Бога в проекте Конституции ЕС отклонили, была зафиксирована уважительная оговорка о статусе церквей и их автономии в государствах-членах, что затем перешло и в действующие договоры.

Европейский парламент нередко становится ареной идеологических споров по вопросам культурно-религиозного наследия. Так, в 2003 году параллельно Конституционному конвенту в парламенте образовалась коалиция депутатов, собиравших подписи за упоминание христианства в Конституции.

В разное время депутаты от христианско-демократических и консервативных фракций (Европейская народная партия, Европейские консерваторы и реформисты) вносили резолюции, подчеркивающие необходимость учитывать «традиционные христианские ценности Европы» в политике ЕС – например, в вопросах семьи, защиты жизни, отношения к религиозным символам. С другой стороны, левоцентристские и либеральные силы стоят на страже секуляризма и равноправия конфессий. Показательно, что любые попытки официально выделить особую роль христианства (будь то в культурных программах или символике ЕС) встречают сопротивление с позиций светского гуманизма. Потому в официальном дискурсе предпочитают говорить об общечеловеческих ценностях, избегая конфессиональной риторики. Тем не менее неформально европейская культура признается пронизанной христианским наследием – об этом свидетельствует хотя бы то, что в европейских институтах по умолчанию выходными являются христианские праздники (Рождество, Пасха), а многие проекты ЕС в сфере культуры поддерживают сохранение европейского церковного искусства, архитектуры и т.д., трактуя их как часть общеевропейского достояния.

Таким образом, внутри структур ЕС установился хрупкий баланс: союз осознает свое христианско-культурное прошлое, но юридически и политически остается светским объединением, где религия – предмет уважительного диалога, а не законодательного закрепления. Всякий раз, когда вопрос об особой роли христианства поднимается (например, при обсуждении миграции, демографии или наследия Европы), стараются найти формулировки, учитывающие разнообразие – говоря об «иудео-христианских традициях» или «религиозном наследии» в целом. Это компромисс, выработанный еще в годы работы над Конституцией, и он же отражает дух девиза ЕС «Единство в многообразии».

Политическая риторика в защиту «христианской Европы»

В последние годы тема христианских основ Европы вышла на первый план в риторике правых и консервативных сил, особенно в странах Центральной и Восточной Европы. Для ряда лидеров эта идея стала элементом политической идентичности и противопоставления себя западноевропейскому либерализму.

Так, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан в контексте миграционного кризиса 2015 года заявлял, что мусульманские беженцы угрожают демографически и культурно изменить Европу. «Не будем забывать, что люди, которые прибывают сюда, выросли в другой религии… Большинство из них не христиане, а мусульмане», – писал он в статье, предупреждая, что «христианская культура Европы едва способна поддерживать собственные христианские ценности». Его правительство воздвигло заграждения на границах и позиционировало Венгрию как «щит христианства» на рубежах ЕС.

В 2018 году, накануне выборов, Орбан еще ужесточил риторику, объявив: «Христианство является последней надеждой Европы». Он обвинил брюссельских и берлинских лидеров в упадке христианской культуры и продвижении ислама в Европе. Фактически Орбан провозгласил венгерскую политику хранительницей истинной европейской цивилизации в противовес «либеральному Западу». В Конституции Венгрии начиная с 2011 года прямо указано, что «государство защищает христианскую культуру Венгрии», а сам Орбан подчеркивает, что принятие христианства тысячу лет назад было условием выживания венгерского народа. Такое связывание национальной и общеевропейской идентичности с христианством – центральный элемент идеологии его партии.

Подобные мотивы звучат и в Польше. Партия «Закон и справедливость» (PiS) открыто апеллирует к католицизму как основе польской государственности и считает защиту христианских ценностей своей миссией на европейской арене. Лидер PiS Ярослав Качиньский заявлял, что «Польша либо будет христианской, либо ее не будет вовсе».

В 2019 году на фоне националистических маршей в День независимости Качиньский провозгласил: «Наша нация имеет миссию – сохранить всё то, что лежит в основе нашей христианской цивилизации. Мы будем идти этим путем...» Эти слова прозвучали на фоне толпы, скандировавшей «Бог, честь, отчизна!».

В государствах Южной Европы схожие тенденции проявляются в несколько иной форме. В 2018–2019 годах лидер партии «Лига», нынешний вице-премьер Италии Маттео Сальвини демонстративно использовал религиозную символику в политике. Он выступал на митингах с четками в руках, публично целовал распятие и «поручал Италию Пресвятой Деве Марии», стараясь заручиться поддержкой католиков. На общеевропейском митинге националистов в Милане в мае 2019 года Сальвини, держа розарий, благодарил Иоанна Павла II и Бенедикта XVI за то, что «они напоминали Европе о ее христианских корнях».

В 2022 году к власти в Риме пришло правоцентристское правительство во главе с Джорджией Мелони, которая тоже подчеркивает приверженность «традиционным семьям», «христианской культуре Европы» и называет себя «женщиной, матерью, христианкой». Хотя риторика Мелони скорее национально-консервативна, чем клерикальна, Италия в союзе с Польшей и Венгрией все явственнее артикулирует общее стремление к «возрождению христианской Европы» против секулярно-либеральных трендов Брюсселя.

Религиозные лидеры занимают разные позиции по этому вопросу. Папа Римский Франциск уделяет больше внимания милосердию к мигрантам и универсальным ценностям, иногда критикуя националистов за закрытость. Предшествующий ему папа Бенедикт XVI еще до понтификата предупреждал об «отступлении Европы от Бога» и в 2005 году писал о духовном кризисе Запада, забывшего свои христианские корни. Главы национальных церквей в Польше, Венгрии, Италии, как правило, поддерживают риторику о защите христианских ценностей, хотя и стараются дистанцироваться от радикального национализма. Таким образом, общественно-политический дискурс вокруг христианской идентичности Европы сегодня весьма поляризован: для одних это источник гордости и ориентир политики, для других – риск дискриминации и нарушения светских принципов.

Американский правый дискурс и его влияние

Идея «христианской Европы» получила дополнительный импульс благодаря влиянию американских консерваторов в первый срок президентства Дональда Трампа (2017–2021). В эти годы наметилось своеобразное трансатлантическое сближение ультраконсервативных сил, оперирующих риторикой защиты «иудео-христианской цивилизации» от глобализма, секуляризма и миграции. Республиканская администрация США открыто поддерживала националистически настроенные правительства Европы. Трамп хвалил Орбана как «жесткого, но справедливого защитника своего народа», а официальный Вашингтон особо не давил на Венгрию и Польшу по вопросам демократии.

Ключевые фигуры американской правой сцены установили прямые контакты с европейскими единомышленниками. Бывший стратег Трампа Стивен Бэннон в 2018 году основал в Брюсселе организацию The Movement для консолидации правопопулистских сил Европы. Бэннон и другие представители трампистского крыла не раз подчеркивали, что Европа должна гордиться своими иудео-христианскими корнями и сопротивляться «исламизации» и «леволиберальным ценностям».

Сам Дональд Трамп в речах также апеллировал к цивилизационному единству Запада. В выступлении в Варшаве в 2017 году он провозгласил: «Мы должны защитить нашу цивилизацию – Запад – от тех, кто стремится ее разрушить». Он превозносил вклад Польши как нации, «спасшей свою душу при помощи веры», и говорил о том, что Запад основан на вере, семье и свободе. Эти слова американского президента европейские правые истолковали как поддержку их тезиса о необходимости вернуться к христианским основам.

Кульминации это сотрудничество достигло уже после окончания первого президентства Трампа: в августе 2022 года Виктор Орбан стал почетным гостем крупной конференции консерваторов США (CPAC) в Далласе. В своей речи он заявил американским и европейским единомышленникам: «Мы должны объединить наши силы». Орбан осудил «прогрессивистов» и «левые медиа» и призвал христианских националистов по обе стороны Атлантики совместно бороться за свои ценности. Его выступление, встреченное овациями, показало, насколько сблизились риторика и идеология трампистов в США и национал-консерваторов в ЕС.

Влияние американского дискурса проявилось в тематике «культурных войн», перенятой европейскими правыми. Например, противодействие однополым бракам (движение ЛГБТ признано в РФ экстремистским и запрещено), гендерным нововведениям, абортам – все это поднято на щит как в республиканском лагере США эпохи Трампа, так и среди союзников PiS и партии Орбана. Католические деятели, близкие к Ватикану, заметили эту параллель. Так, священник Антонио Спадаро (советник папы Франциска) критиковал «альянс правых евангеликов США и европейских интегралистов», называя его извращением религии ради политики. Он указывал, что «иконы» Трампа (например, памятная монета с его изображением, выпускавшаяся евангелистскими кругами США) и методы вроде демонстративной молитвы на митингах – все это находит отклик в Европе (вспоминая розарий Сальвини).

Транснациональная риторика о «защите христианства» стала своего рода общей платформой для новой волны популизма и евроскептицизма. С другой стороны, такое смыкание вызвало ответную реакцию у оппонентов. Либеральные мыслители в Европе предупреждают об «импорте американского религиозного национализма». Критики отмечают, что ссылками на «Иисуса и свободу» прикрывается эрозия демократии и прав человека. Тем не менее нельзя отрицать: эпоха Трампа укрепила уверенность европейских правых в том, что их ценностная повестка (христианская идентичность, антииммигрантские призывы, традиционная мораль) – это часть глобальной борьбы. В результате в политическом ландшафте ЕС тема христианских основ приобрела новое звучание, становясь элементом глобального идеологического противостояния.

Исторический прецедент: Священная Римская империя

Размышляя о корнях европейской интеграции, нередко обращаются к опыту Священной Римской империи (962–1806), которая представляла собой попытку воплотить идеал «Respublica Christiana» – христианского сообщества народов Европы, связанных общими религией и правопорядком. Хотя сама империя отличалась феодальной раздробленностью и постепенно ослабла, ее многовековое существование показывает, что идея надгосударственного единства на основе христианства имеет глубокие исторические корни.

В современном дискурсе нередко проводят параллели между Евросоюзом и Священной Римской империей. Как отмечают исследователи, такие сравнения стали распространенным тропом с самого начала европейской интеграции в 1950-х годах. Оба образования характеризуются сложной, «многоцентровой» структурой власти, где сосуществуют разные уровни автономии и нет жесткой централизованной вертикали, свойственной национальному государству.

Подобно тому как император делил влияние с князьями, городами и церковью, в ЕС власть распределена между Брюсселем, национальными правительствами и региональными акторами, а принятие решений требует консенсуса множества участников. Политологи даже вводят для описания ЕС термин «неосредневековая империя» .

Этот образ используется и в положительном, и в отрицательном ключе. Евроскептики сравнивают ЕС с «развалинами империи»: мол, Евросоюз тоже обречен на постепенный распад под давлением противоречий. Такая аналогия звучала, например, в британских дискуссиях о брекзите. Другие, напротив, подчеркивают, что Священная Римская империя обеспечила века мира в Центральной Европе, объединив германские, итальянские, славянские земли на основе общей веры. Такой взгляд предполагает, что и современный ЕС мог бы черпать вдохновение в тех же принципах: децентрализация, уважение к разнообразию регионов, признание наднациональных ценностей. Сейчас, когда национальный суверенитет постепенно делегируется на наднациональный уровень в ЕС, некоторые называют это «возвращением к средневековой политической парадигме» – в новом, конечно, светском и демократическом обличье.

Не случайно и символы европейского единства обращаются к старинному наследию: ежегодно в городе Ахене вручается «Премия Карла Великого» за вклад в объединение Европы. Карл был провозглашен в 800 году императором, он считается духовным предшественником Священной Римской империи. Европейский ансамбль звезд на флаге ЕС некоторыми интерпретируется как элемент образа Девы Марии – покровительницы христианской Европы, изображенной с венцом из 12 звезд (хотя официально флаг светский). Так или иначе, христианско-имперское прошлое остается в европейской памяти и используется как богатый источник метафор.

Христианские основы Европы – понятие многослойное и противоречивое, но неотъемлемое от обсуждения идентичности. Исторически Европа формировалась под влиянием христианства, которое сотни лет определяло ее культуру, право и мораль. В послевоенный период эти ценности трансформировались в языке демократии и прав человека, но «христианская душа» продолжала незримо присутствовать – от риторики отцов-основателей ЕС до закрепления диалога церкви и государства в современных договорах. В XXI веке на фоне глобализации и миграции вопрос о христианской идентичности вспыхнул с новой силой. Одни политические силы видят в возвращении к корням панацею от кризиса ценностей и разобщенности, другие боятся, что подобный поворот нарушит принцип светскости и отчуждает нехристианские общины Европы.

Современная Европа пытается сохранить наследие христианства как культурный фундамент, не превращая союз в клуб по религиозному признаку. Однако события последнего десятилетия – рост популизма, противоречия с Брюсселем у ряда стран, внешние вызовы – привели к тому, что призывы к «защите христианской цивилизации» стали частью политического мейнстрима в некоторых регионах. Эти призывы часто служат маркером более широкого недовольства – миграционной политикой, мультикультурализмом, либеральной идеологией. Таким образом, тема христианских основ превратилась в знамя в борьбе за будущее Европы: будет ли она и дальше двигаться по пути светского постмодерна или обретет новую/старую идентичность, черпающую силу из веры предков.

Пожалуй, наиболее конструктивный подход лежит в признании очевидного факта: европейская культура немыслима без христианства, но столь же немыслима Европа и без наследия других эпох – античности, эпохи Просвещения, а ныне и без вклада неродных религий. Как сказал экс-председатель Еврокомиссии Жак Делор, «нельзя влюбиться в общий рынок» – людям нужна общая идея, большая история. Современный Европейский союз, как некогда Священная Римская империя, стоит перед задачей примирить многообразие под единым началом. Найти правильное соотношение между духовным наследием и светским проектом будущего – значит в конечном счете понять и принять свою историю, извлекая из нее уроки для дальнейшего пути.

 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Поверхностная социология выявляет эффективность пропаганды, а не реальные настроения избирателей

0
552
С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

Ольга Соловьева

Положительное сальдо внешней торговли России продолжает увеличиваться

0
630
Адвокаты предлагают не сажать детей по-быстрому

Адвокаты предлагают не сажать детей по-быстрому

Екатерина Трифонова

Криминализация несовершеннолетних через интернет требует иных правоохранительных подходов

0
516
Киев решил сделать переговоры с США по ресурсам долгоиграющими

Киев решил сделать переговоры с США по ресурсам долгоиграющими

Наталья Приходко

В Вашингтоне ужесточили требования и пригрозили санкциями

0
676

Другие новости