0
354
Газета Тенденции Печатная версия

18.03.2025 16:36:00

Загонят ли Церковь Молдовы в румынский мир

Священнослужители не верят в насильственный сценарий подавления Кишиневской митрополии

Тэги: молдавия, бессарабская митрополия, молдавская православная церковь, румыния, румынская церковь, кишинев, владимир кантарян


5-11-1480.jpg
Епископ из Румынии Нектарий (Клинч)
побывал в Свято-Георгиевском Сурученском
монастыре, проследовал в алтарь и поставил
свою подпись на напрестольном Евангелии. 
Фото с сайта www.mitropoliabasarabiei.md
Православная Молдавия вынуждена лавировать между Румынским и Московским патриархатами, параллельно выдерживая нарастающее давление со стороны властей, ориентированных на интеграцию Молдавии с Румынией. В феврале на служение в Республику Молдову прибыл новый, уже четвертый по счету, архиерей Румынской церкви (РумПЦ), епископ Богданский Нектарий (Клинч). Местные политики также приглашают патриарха Румынского Даниила совершить визит в республику. Разговоры о возможном переходе всего церковного сообщества Молдавии в состав РумПЦ опять активизировались.

Двойственное положение

Православная церковь Молдовы (ПЦМ), находящаяся в составе Московского патриархата, начиная с 1992 года вынуждена терпеть соседство Бессарабской митрополии (БМ) РумПЦ. С точки зрения ПЦМ «бессарабцы» являют собой обыкновенный раскол, так как эта митрополия была создана на канонической территории РПЦ, а ее глава митрополит Петр (Пэдурару), бывший викарий митрополита Кишиневского и всея Молдовы от РПЦ Владимира (Кантаряна), – теперь запрещенный в служении клирик. При этом Румынский патриархат в 1992 году принял клириков Бессарабской митрополии в свой состав и считает ее одной из своих епархий, а митрополита Петра – правящим архиереем.

Типологически ситуация та же, что с Православной церковью Украины (ПЦУ), однако в отличие от ситуации в соседнем государстве в данном случае противостояние не перешло в активную фазу. Евхаристическое общение между Москвой и Бухарестом не прерывалось, и вплоть до 2022 года, когда начались боевые действия на Украине, конфликт носил теневой характер. Согласно источнику автора в Кишиневской митрополии РПЦ, до недавнего времени число клириков Бессарабской митрополии составляло всего несколько человек. Основное число переходов из ПЦМ в БМ (около 20) пришлось на 2023 год. В 2024 году переход был только один, далее этот процесс прекратился. В 2025 году не было ни одного перехода. Всего в БМ из ПЦМ перетекли 23 общины. Среди «перебежчиков» был ректор Духовной академии Вячеслав Козаку. Впрочем, цифры разнятся. Греческое издание Orthodox Times сообщает о более чем 60 случаях переходов. По словам источника автора в Молдавии, не всегда ситуация зафиксирована юридически: суды могут длиться месяцами и статус общины по факту определяется позицией клира.

В 1990-х годах Русская и Румынская церкви пытались решить вопрос миром. Прошла серия переговоров между двумя делегациями. РПЦ представлял митрополит Кирилл (Гундяев), тогда – председатель Отдела внешних церковных связей, ныне – патриарх Московский и всея Руси. Румынскую сторону – митрополит Даниил (Чоботя), нынешний патриарх РумПЦ. Оба были участниками мирового экуменического движения. В 1991–1998 годах Даниил был членом Центрального комитета Всемирного совета церквей, с 1990 года – членом президиума и ЦК Конференции европейских церквей. По словам очевидцев, русский и румынский митрополиты прекрасно понимали друг друга.

«Кто-кто, а уж они знают молдавскую ситуацию как никто другой», – отмечает молдавский политолог, главный редактор портала православных журналистов и блогеров «Традиция» Виктор Жосу. По воспоминаниям Жосу, переговоры зашли в тупик из-за принципиального расхождения в понимании церковных канонов между двумя сторонами: «Румынская сторона упирала на то, что каждый канон возникал в определенных исторических обстоятельствах, и не нужно их трактовать буквально – ведь времена меняются. А московская сторона настаивала, что каноны действуют безотносительно политических изменений и что, несмотря на смену исторических эпох, они сохраняют свою силу. Соответственно румынская сторона считала, что на одной территории вполне могут быть две церковные юрисдикции, как в диаспоре, тогда как московская сторона полагала, что правило о невозможности поставления в один город двух епископов на территории поместных церквей никто не отменял».

По словам эксперта, РПЦ в лице митрополита Кирилла предлагала тогда единственное разумное решение: заменить Бессарабскую митрополию РумПЦ сетью румынских приходов при представительстве Румынского патриарха в Молдове. «Гипотетически это был бы красивый способ урегулирования, – говорит Жосу. – В качестве образца можно привести Русскую духовную миссию в Святой земле (по отношению к Иерусалимскому патриархату. – «НГР»). У нас общая с румынами культурная история, общее культурное наследие, и было бы логично, если бы румынское представительство было у нас в стране. Молдавские и румынские священники служили бы вместе. Но румынская сторона отвергла эту идею, потому что это означало бы для нее отказаться от Бессарабской митрополии. И они не знали бы, что тогда делать с молдавскими священниками, перешедшими из Молдавской церкви в Бессарабскую митрополию. Если бы такое представительство было, то служили бы там присланные из Румынии канонические священники. Со священниками из Румынии с радостью служили бы наши священники».

Нынешняя риторика Румынской патриархии и Бессарабской митрополии в отношении молдавского духовенства, по наблюдениям Жосу, при этом разительно отличается: «Мы наблюдаем практику двойных стандартов. Со стороны Румынского патриархата не было ни одного заявления о том, что Православная церковь Молдовы «неканонична» или «должна уйти». Тогда как Бессарабская митрополия постоянно говорит о том, что мы – «неканоничная церковь», «оккупационная» и так далее. При этом патриарх Румынский считает их своими. Как одно сочетается с другим – непонятно». Жосу предполагает, что Румынский патриархат изначально не был инициатором создания Бессарабской митрополии и признал ее лишь под давлением политиков, желающих включения Молдавии в состав Румынии.

Нынешнее приглашение Даниила в Молдавию, которое опубликовал Синод Бессарабской митрополии 16 января, как полагает эксперт, – также результат давления со стороны румынского политического класса на руководство страны и на митрополита Петра (Пэдурару). По мнению Жосу, такое приглашение ставит в крайне неловкую ситуацию РумПЦ: «Румынские политические эксперты откровенно возмущаются, для чего Румыния содержит Бессарабскую митрополию и тратит на нее такие огромные средства, если Румынский патриарх ни разу не был в Республике Молдова? Если его даже не могут туда пригласить. Один из кишиневских филиалов Социал-демократической партии Румынии обратился к нашим президенту и парламенту с просьбой пригласить патриарха Даниила в Молдавию официально. В результате так называемый Синод Бессарабской митрополии оформил это приглашение. Румынский патриархат пока не обозначил свою позицию. Конечно, румынским синодалам надо решать, что они будут делать. Пойдут ли они на обострение с Московским патриархатом?» По мнению эксперта, оба патриархата не спешат «рубить сплеча» в разрешении молдавского вопроса. Примечательно, что митрополит Петр (Пэдурару) по-прежнему не лишен сана в РПЦ, а только запрещен в служении.

5-11-2480.jpg
Митрополит Кишиневский и всей Молдавии
Владимир (справа) – постоянный член
Синода РПЦ.   Фото с сайта www.patriarchia.ru
Зачем приехал из Румынии новый епископ

О переменах в религиозной политике Бухареста в Молдове заговорили после назначения в Бессарабскую митрополию епископа Нектария (Клинча). В отличие от остальных трех архиереев БМ, Нектарий – не молдаванин, а уроженец Румынии, и не «перебежчик», а рукоположенный непосредственно в Румынии священнослужитель.

19 февраля он побывал в Свято-Георгиевском Сурученском женском монастыре в 25 км от Кишинева, одном из самых известных в Молдавии, проследовал в алтарь и поставил свою подпись на напрестольном Евангелии. Часть молдавского духовенства восприняла это действие как прямой вызов Кишиневской митрополии, так как монастырь находится в ведении ПЦМ, а значит, без приглашения митрополита Владимира (Кантаряна) представители других поместных церквей не должны его посещать. Тем не менее Нектария в монастыре приняли, и в целом отношение к нему в Молдавии не такое негативное, как к местным «раскольникам».

По мнению Виктора Жосу, при помощи фигуры епископа Нектария, авторитетного архиерея и монаха, Румынский патриархат пытается скорректировать негативный имидж Бессарабской митрополии как «раскольнической» и «политически ангажированной» и сбалансировать негативный статус митрополита Петра (Пэдурару) в молдавском обществе: «Возможно, за счет назначения в Молдавию епископа Нектария руководство Румынского патриархата надеется восполнить слабость Петра как архиерея, отсутствие у него авторитета, харизмы, а также отсутствие монахов в Бессарабской митрополии. Ведь ни одна монашеская община в Бессарабскую митрополию до сих пор не перешла».

При этом, считает Жосу, Румынский патриарх может запросто прекратить поддержку БМ в случае изменения политической конъюнктуры: «История с Бессарабской митрополией будет продолжаться до тех пор, пока есть давление румынского политического класса, в том числе на Румынскую патриархию. Тот факт, что Бессарабская митрополия финансируется из румынского бюджета, позволяет тамошним политикам продолжать это давление». Реальные перспективы Бессарабской митрополии в Молдавии туманны, отмечает эксперт, так как идейных сторонников «румынизации» Молдовы среди духовенства ПЦМ – единицы, а большинство перешедших в БМ сделали это только из-за финансовых выплат. Клирики БМ, как и все служители РумПЦ, получают зарплату от румынского государства, по разным данным, от 400 до 1000 евро в месяц, а также «подъемные» при переходе.

«Вместо избиений и захватов храмов у нас все покупается за деньги»

Представители Кишиневской митрополии, с которыми удалось связаться автору статьи, подтвердили, что, несмотря на систематическую критику Православной церкви Молдовы в провластных медиа, прямого требования со стороны государства перейти в состав Румынского патриархата пока не было.

«Ситуация достаточно спокойная, – отмечает клирик Георгиевского храма в Кишиневе протоиерей Виталий Шинкарь. – Мы не считаемся значимыми собеседниками с точки зрения власти, но в целом мы совершенно спокойно себя чувствуем, свободно исповедуем свою веру». «Прямых требований к нам со стороны власти порвать с Московским патриархатом не было. Были только отдельные частные хамские высказывания со стороны некоторых депутатов и чиновников. Но в среде маргинальных политиков эта тема муссируется бесконечно. И митрополита Владимира (Кантаряна. – «НГР») постоянно «прессуют» при помощи этой темы».

«Чувствуем мы себя достаточно спокойно, – подтверждает священник Анатолий Журавель. – Давление на нас уже несколько лет продолжается – с тех пор как на Украине началась СВО. Именно с этого момента Бессарабская митрополия как будто «проснулась». Они стали заметно активнее, даже Благодатный огонь начали себе привозить из Иерусалима. Но у них все не так уж гладко – к ним в раскол не рвутся переходить в массовом порядке священники. Несмотря на то что есть деньги, чтобы платить им зарплаты».

«Для нас гораздо большая проблема – это внутреннее разделение в Молдавской митрополии, – отмечает священнослужитель. – Есть отдельные священники, которые пытаются подтолкнуть митрополита Владимира к тому, чтобы он общался с этими раскольниками или напрямую с Румынским патриархатом, к чему его открыто пытается подтолкнуть отец Павел Боршевски (благочинный Кишиневского благочиния. – А.К.). Возможно, какая-то подпольная работа давно уже ведется. Попытка подрыва. Но пока митрополит наш стоит на месте, слава Богу». «Прямого давления на нас со стороны власти и требования переходить в Бессарабскую митрополию пока нет, – говорит Журавель. – Не знаю, что они планируют – но они явно пробуют и так, и так, и смотрят на реакцию народа. Потому что, по опросам, Молдавская православная церковь – самая популярная институция в обществе. Они чередуют тактику. То пытаются очернить Молдавскую церковь, назвать ее «русской», «оккупационной». То просто пытаются говорить о том, что обе митрополии – хорошие, одинаковые. Ясно, что наши политики вообще не разбираются в церковных вопросах и им самим в принципе все равно, что там в церкви. Но в то же время они понимают, что церковь у нас имеет центральное значение».

«У нас в принципе все развивается по тому же сценарию, что на Украине, – говорит священник. – Мы на стыке Востока и Запада. По народу и священники разделились. Кто-то хочет на Запад, кто-то на Восток. Только вместо избиений и силовых захватов храмов у нас все покупается за деньги».

По словам источника автора в Кишиневской митрополии, осенью 2023 года митрополит Владимир (Кантарян) провел среди духовенства ПЦМ поименный опрос относительно взглядов священнослужителей на проблему перехода в РумПЦ. Поводом послужило известное письмо группы кишиневских священников с призывом перейти в РумПЦ всей митрополией. «Голосование было «тестовым». Митрополит сказал: мне просто интересно, как думает народ. Он решил проверить, кто чем дышит из духовенства. И он смог получить объективную картину. Он прекрасно понимал, что речи не идет о присоединении к РумПЦ. Потому что вы у румын спросите сначала, готовы они вас взять-то?» – рассказывает собеседник автора в Кишиневской митрополии. «За сохранение ПЦМ в составе Московского патриархата проголосовал в том числе кишиневский благочинный отец Павел Борщевский, один из инициаторов письма. И на этом ситуация рассосалась», – сообщил источник. По словам собеседника, голосование проводилось в открытой форме по благочиниям: «Ситуация была очень разная. В одном благочинии все, кроме двух священников, были за переход. Где-то голоса пополам разделились. Где-то все 30 с лишним священников благочиния были против перехода».

Собеседники автора также отметили, что нахождение в составе Московского патриархата имеет для духовенства очевидные преимущества. Поэтому едва ли ПЦМ в ближайшее время обратится к Москве с просьбой об автокефалии. «Преимущество Молдавской митрополии в том, что она не связана ни с каким государственным аппаратом, – отмечает священник Анатолий Журавель. – А Румынская церковь тесно связана со своим государством. Румынские чиновники систематически приезжают на приходы Бессарабской митрополии, выступают, делают подарки. На приходах Молдавской митрополии ничего подобного нет. Более того, будет скандал, если какой-то чиновник из России к нам приедет».

«Чтобы сделать Молдавскую церковь автокефальной, необходимо согласие Московского патриарха и согласие всех поместных церквей. Ясно, что Константинопольский и Румынский патриархи сейчас на это не пойдут, – рассуждает Журавель. – Но у нас страна маленькая, и непонятно, зачем нам автокефалия. Нам зонтик Московской патриархии очень нужен и очень полезен. Без России мы растворимся, потеряемся… Румынский патриархат все-таки очень националистически настроен, и это их явная ошибка в Молдавии. Они постоянно говорят о румынах. Но согласно последней переписи населения, людей, которые считают себя румынами, в Молдавии 11% (согласно опросу, проведенному в мае 2024 года, 71,7% жителей страны назвали себя молдаванами, 11% – румынами, 5,7% – русскими, 3,1% – украинцами и 2,4% – гагаузами. – А.К.). Преимущество Московского патриархата для нас в том, что мы здесь можем оставаться молдаванами. ПЦМ – это единственная общереспубликанская организация, которая держит всех вместе, всю Молдову, и Приднестровье, и Гагаузию».

«Автокефалия у нас не обсуждается, – соглашается протоиерей Виталий Шинкарь, – потому что все понимают, что это никому не нужно. Реально мы и так в очень свободном положении. Наш митрополит сказал патриарху очень сложные слова». Cвященнослужитель имеет в виду письмо митрополита Владимира патриарху Московскому Кириллу, обнародованное в октябре 2023 года, согласно которому «Православная церковь в Молдове становится все более нежелательной в публичной сфере из-за ее прямой связи с Российской Федерацией». «Мы ни в чем не зависим от Москвы. Мы не платим денег туда. Максимум, что нам нужно в Москве – это утверждение нового митрополита. И миро мы получаем. Это предел. «Молитву о Святой Руси» никто не заставляет нас читать», – уверяет Шинкарь. Здесь надо отметить, что современная Молдавия находится в фарватере европейской политики, и ее власти с 2022 года однозначно поддерживают Украину. Любые публичные высказывания в пользу России воспринимаются Кишиневом как угроза национальной безопасности. «Молитву о Святой Руси» утвердил патриарх Кирилл и впервые сам произнес ее за богослужением 25 сентября 2022 года.

«Автокефалии мы не потянем, – считает Шинкарь. – Во-первых, это потребует решения не только Москвы, но и всех поместных церквей. Во-вторых, у нас нет развитой академической жизни. У нас нет своего богословского мира». «Автокефалия была бы для нас, более того, губительна, – полагает священнослужитель. – Потому что нас тут же «сожрала» бы местная власть. Когда ты местный – очень легко тебя побить. А когда у тебя есть какой-то патрон удаленный, всегда есть какой-то рычаг, чтобы дать сдачи. Внешнее расположение нашего патриарха несет для нас большую пользу, очень большую. В Молдавии население практически поголовно православное. Больше 90%. И наступление на церковь здесь чревато проблемами». «Ни один политик в здравом уме не рискнет пойти на запретительные меры», – подытожил клирик.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Евросоюз принимает эстафету мягкой силы у США на постсоветском пространстве

Евросоюз принимает эстафету мягкой силы у США на постсоветском пространстве

Брюссель ищет средства на продолжение проектов в странах, считающихся партнерами России

0
2739
Между Бишкеком и Душанбе возобновилось авиасообщение...

Между Бишкеком и Душанбе возобновилось авиасообщение...

Светлана Гамова

Ереван и Баку договорились о мире

0
2367
Молдавская железная дорога пойдет с молотка

Молдавская железная дорога пойдет с молотка

Светлана Гамова

На смену товарным вагонам готовятся прийти автофуры, пассажирским – самолеты

0
4109
Поезда из Кишинева в Киев больше не ходят

Поезда из Кишинева в Киев больше не ходят

Светлана Гамова

Железная дорога оказалась "черной дырой" молдавской экономики

0
6665

Другие новости