Архиепископ Йоркский Стивен Коттрелл выступал за полную независимость от церкви комиссии по рассмотрению жалоб на злоупотребления священнослужителей. Фото Reuters
На Генеральном cиноде Церкви Англии, который прошел с 10 по 14 февраля, духовенство проголосовало за бюрократизацию процесса рассмотрения жалоб на сексуальное насилие со стороны священнослужителей. Кроме того, участники собрания решили, что комиссия по предотвращению злоупотреблений «не будет полностью независимой», как того требовали правозащитники. Вероятно, это означает участие представителей церкви в комиссии.
Предложение было принято 392 голосами «за», девять человек проголосовали «против», шестеро воздержались. Одним из сторонников полной независимости комиссии был архиепископ Йоркский Стивен Коттрелл, который сейчас фактически выполняет обязанности примаса церкви. Напомним, что бывший духовный лидер Англиканского содружества архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби подал в отставку в ноябре 2024 года и 6 января с.г. вышел на пенсию – за два года до положенного законом срока.
Поводом для отставки примаса стал отчет, посвященный преступлениям бывшего королевского адвоката Джона Смайта. В документе говорится, что жертвами домогательств с его стороны числятся как минимум 130 несовершеннолетних. Также утверждается, что Уэлби был осведомлен о злодеяниях Смайта, но ничего не предпринял.
Получается, что Синод принял решение, идущее вразрез с требованием общественности сделать деятельность церкви более прозрачной. И не принял решительных шагов к тому, чтобы нивелировать ту самую проблему, из-за которой церковь оказалась в нынешнем трудном положении.
Уэлби, отрицая обвинения, вынужден был сделать заявление об уходе со своего поста после того, как его к этому шагу призвали политики. Они заявляли, что именно при Уэлби в англиканском сообществе, насчитывающем 85 млн верующих и объединяющем 42 поместные церкви по всему миру, произошел раскол. В феврале 2023 года Генеральный синод утвердил решение о запрете на венчание однополых браков (ЛГБТ – движение, признанное экстремистским и запрещенное в РФ), но разрешил благословлять такие пары. После публикации решения архиепископы 10 национальных церквей объявили, что больше не признают авторитет духовного центра в Англии.
Таким образом, у Англиканской церкви – целый комплекс проблем: и преступления священников, и конфликт с консервативной частью Содружества, и другие сложности.
Духовный лидер англиканского сообщества назначается королем после тщательно структурированного процесса, который проводит специальная Комиссия по выдвижению кандидатур на церковный престол (CNC). Ее роль заключается в том, чтобы определить, «кого Бог может призвать на это важное служение». На официальном сайте Церкви Англии говорится: «В отличие от светского процесса набора, никто не подает заявку на должность архиепископа Кентерберийского. После полного и открытого публичного обсуждения кандидаты приглашаются на процесс молитвенного различения. Этот духовный подход гарантирует, что номинация касается различения под Богом, предвосхищения Его провидения и признания Его помазания конкретного человека для руководства».
Отбор длится несколько месяцев и включает в себя несколько этапов. Сейчас CNC только формируется. В комиссию войдут представители Церкви Англии и англиканского сообщества, а также «члены, назначенные короной». Уже известно имя ее председателя – лорд Джонатан Эванс. На эту должность его назначил в середине декабря 2024 года премьер-министр страны Кир Стармер, что вызвало некоторое замешательство общественности. Дело в том, что Эванс в прошлом был руководителем MI5. В Службе безопасности он провел 33 года и занимал пост генерального директора с 2007 по 2013 год. После выхода на пенсию стал членом Палаты лордов без партийной принадлежности и с 2018 по 2023 год возглавлял Комитет по стандартам общественной жизни.
Планируется, что заседания комиссии по избранию архиепископа Кентерберийского пройдут в мае, июле и сентябре, и после этого будет названо имя нового примаса. Однако поиск достойной фигуры оказался делом непростым. С того момента, когда Уэлби подал в отставку, стали раздаваться призывы, чтобы некоторые кандидаты на архиепископство также покинули свои посты и покаялись. Не обошло стороной это и Стивена Коттрелла.
Ему неоднократно вменяли в вину, что он приложил недостаточно усилий в борьбе со злоупотреблениями в церкви. Припомнили и дело священника Дэвида Тюдора. В 2019 году против него были выдвинуты обвинения в насилии над женщиной. Коттрелл в то время был епископом Челмсфорда, епархии, в которой служил Тюдор. Очевидцы утверждали, что архиерей был прекрасно осведомлен о деянии священнослужителя, однако ничего не предпринял и лишь выплатил жертве компенсацию в размере 10 тыс. фунтов стерлингов. Архиепископ Йоркский все эти обвинения отвергает и в отставку уходить не собирается. Части духовенства это не нравится, и они пытались сорвать выступление Коттрелла на заседании нынешнего Генерального синода.
Ситуация с Коттреллом развивается на фоне еще одной громкой отставки. В конце января с.г. о своем уходе объявил 58-летний епископ Ливерпуля Джон Перумбалат. В марте 2023 года он был обвинен в сексуальных домогательствах к двум женщинам.
Одна из них утверждала, что он «целовал ее без согласия и распускал руки в период с 2019 по 2023 год». А второй жертвой оказалась епископ Уоррингтона Беверли Мейсон. Уход Перумбалата, как и отставку Уэлби, одобрил номинальный глава Церкви Англии король Карл III.
Масла в огонь недоверия к духовенству добавил и бывший премьер-министр Великобритании Борис Джонсон, который заявил, что неспособность церкви заполнить «болезненную духовную пустоту» привела к тому, что большое количество британских граждан переедают и вследствие этого страдают ожирением. Незадолго до Генерального синода общественность, среди которой были и представители духовенства, потребовала, чтобы церковь разрешила во время причастия использовать безглютеновый хлеб и безалкогольное вино. Однако Синод, ссылаясь на каноническое право, постановил, что хлеб для евхаристии должен быть изготовлен из пшеничной муки, а вино – из винограда и категорически запрещается использовать любые заменители. Хотя епископы признали, что «это может вызвать трудности для лиц, страдающих алкоголизмом или целиакией (непереносимость глютена)», однако «использование вина без содержания алкоголя будет противоречить церковному закону, поскольку результаты брожения будут аннулированы, а альтернативные облатки, приготовленные из таких ингредиентов, как рис, картофельная мука и тапиока, не могут считаться хлебом из-за отсутствия пшеницы». Епископ Личфилда и председатель церковной литургической комиссии Майкл Ипгрейв заметил, что «принятие святого причастия в одном виде в случае необходимости – это полное участие в таинстве, как это часто практикуется в причащении больных или детей».
Такое решение Синода вызвало возмущение общественности. В Великобритании все чаще стали раздаваться голоса, что Церковь Англии утратила ту роль, которую играла ранее. В пример приводится и тот факт, что наследник британского престола принц Уильям совсем перестал посещать богослужения. Некоторые активисты чуть ли не требуют провести новую Реформацию в церкви «до коронации Уильяма» и даже упразднить государственную церковь. В качестве обоснования своей идеи они приводят официальную статистику: если в 2009 году в среднем еженедельно в церковь приходило чуть более 1 млн человек, то к 2023 году эта цифра сократилась почти на треть – до 693 тыс.
Среди причин падения авторитета Церкви Англии называют громоздкую иерархию, которая «лежит в основе многих недугов». В настоящее время в англиканском сообществе насчитывается 108 епископов разной степени старшинства. При этом за последнее десятилетие закрылось около 3500 церквей. «Приходские церкви – это не просто места христианского богослужения. Национальная церковь может не иметь значения для нации, но храм занимает видное место в центре почти каждой общины», – написал 15 февраля в The Guardian журналист Саймон Дженкинс. По его мнению, «Великобритания может вести государственные дела без официальной церкви».
«Храмы, особенно неиспользуемые, должны быть каким-то образом переданы местным общинам, как это происходит по всей Европе, иначе они пойдут по пути средневековых замков. Рано или поздно они рухнут и погибнут. Вот почему недостаточно упразднить национальную церковь. Уже сейчас активным элементом в англиканской общине является практически неометодизм: домашняя церковь и движения, возглавляемые мирянами. Это неформальные группы, обычно под руководством проповедников-мирян, встречающиеся на дому или где-либо еще. Некоторые из них подражают нонконформистским движениям XVIII и XIX веков и создают самоуправляемые «конгрегационалистские» церкви, которые скептики сравнивают с кружками анонимных алкоголиков. Это выход за пределы англиканской иерархии», – заключает Дженкинс.
12 февраля группа из восьми членов парламента Великобритании выступила с призывом отменить ежедневные молитвы в Палате общин. По мнению депутатов, «использование процедуры утренней молитвы уже устарело и нуждается в замене».
В начале февраля исследовательская компания YouGov опубликовала рейтинг одобрения по результатам опроса взрослых в Англии, Шотландии и Уэльсе. Согласно исследованию, за последний год уровень недовольства Англиканской церковью вырос на 12%. Среди тех, кто идентифицирует себя как англикане, 54% положительно относятся к церкви, что ниже прошлогодних 66%. Количество людей, которые относятся к церкви неодобрительно, выросло с 21 до 32%. Менее половины британцев утверждают, что верят в Бога, а 37% прямо утверждают, что в их жизни вообще нет религии. По итогам опроса исследователи резюмировали: в настоящее время в Британии больше практикующих мусульман, чем англикан.
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать