Парламентская фракция «Оцма йехудит» во главе с Итамаром Бен-Гвиром (в центре) заявила о выходе из коалиционного правительства. Фото Reuters
Первые три заложницы вернулись 19 января в Израиль из плена в секторе Газа. Начался первый этап перемирия между еврейским государством и палестинским движением ХАМАС. За первыми обменами последовали еще несколько раундов. На настоящий момент освобождено десять израильских граждан и пятеро подданных Таиланда, похищенных в палестинский анклав 7 октября 2023 года.
Несмотря на массовое воодушевление среди израильтян, сделка с террористами вызывает отторжение вплоть до неприятия и протеста у некоторой части радикально настроенных представителей движения так называемого религиозного сионизма. Это течение совмещает в себе националистические идеи, подкрепленные своеобразно трактуемым религиозным мессианством.
Правительство осталось без «Еврейской силы»
Накануне возвращения первых заложниц в Израиль партия «Оцма йехудит» («Еврейская сила»), возглавляемая Итамаром Бен-Гвиром, покинула правящую коалицию Израиля. Лидер «Еврейской силы» выступил с категорическим осуждением сделки с ХАМАС, заявив, что она «поощряет терроризм» и ослабляет позиции Израиля. Выход партии из коалиции был обоснован тем, что правительство, по мнению партийного лидера, действует против интересов безопасности.
Что же потерял премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху? Важного союзника по правому лагерю. Три деятеля партии стали экс-министрами. Это Итамар Бен-Гвир, занимавший пост министра национальной безопасности, Амихай Элиягу – пост министра по делам Иерусалима, Ицхак Вассерлауф – пост министра развития Негева, Галилеи и национальной устойчивости. Правда, не все эти ведомства играют основополагающую роль в формировании внутренней и внешней политики государства. Да и представительство партии в высшем органе законодательной власти, Кнессете, довольно скромное – шесть депутатов.
«Оцма иегудит» – ультранационалистическая партия, главные постулаты которой включают жесткую политику в отношении палестинского населения, усиление еврейского характера государства, требование депортации тех, кто, по мнению партии, представляет угрозу безопасности Израиля. На сайте партии можно прочесть, что ее программа объявляет Израиль национальным домом еврейского народа, не признает право на создание «любого другого политического или государственного образования в пределах Государства Израиль к западу от реки Иордан», а также выступает за отмену соглашений в Осло, выкуп земель в пользу евреев, борьбу с нелегальной иммиграцией, увеличение инвестиций в высокие технологии, «укрепление и углубление еврейского самосознания среди молодежи Израиля и предотвращение ассимиляции». Напомним, что соглашения в Осло от 1993 года привели к созданию Палестинской национальной администрации.
Итамар Бен-Гвир выступает как харизматичный лидер, делающий акцент на необходимости восстановления «доверия к силе» Армии обороны Израиля и полиции. Его риторика направлена на радикальные меры против терроризма, что часто вызывает критику внутри страны и за ее пределами. Бен-Гвир выступал инициатором создания особой силовой структуры – Национальной гвардии Израиля. Нацгвардия напрямую подчиняется главе министерства, которое политик сейчас покинул.
Две фракции национально-религиозного движения
К числу противников сделки с ХАМАС относится также партия «Религиозный сионизм», возглавляемая министром финансов Бецалелем Смотричем. Он остается в должности, хотя сам неоднократно угрожал выйти из правительства. В последние часы перед соглашением с палестинским движением Нетаньяху удалось уговорить Смотрича остаться в коалиции, иначе ей угрожал распад и появлялась необходимость в новых парламентских выборах. В нынешнем созыве Кнессета партия имеет семь депутатов, но на выборы она шла единым блоком с «Еврейской силой».
Партия Смотрича представляет интересы религиозных сионистов в более классическом понимании, чем у сторонников Бен-Гвира, этого движения – евреев, которые сочетают приверженность религиозной традиции с сионистской идеологией. Основные принципы партии: сохранение территориальной целостности Израиля, включая Иудею и Самарию – то есть тот район, который обычно называют Западным берегом реки Иордан, укрепление еврейских поселений на спорных территориях, законодательное закрепление религиозных ценностей в общественной и государственной жизни.
Вот что заявил Смотрич, выступая 22 марта 2023 года в Париже на вечере памяти одного из активистов сионистского движения и выходца из Франции Жака Купфера, скончавшегося пару лет назад: «Термин «палестинцы» не имеет смысла, поскольку не существует палестинского народа. Палестинский народ – это фикция, изобретенная только для того, чтобы бороться с сионистским движением». «Есть арабы, которые находятся на Ближнем Востоке и прибыли в Эрец-Исраэль (Земля Израиля. – «НГР») одновременно с еврейской алией (волна репатриации. – «НГР») в ранние дни сионизма, – также сказал израильский политик. – После двух тысяч лет изгнания народ Израиля возвращается домой, и есть вокруг арабы, которым это не нравится. Так что же они делают? Они выдумывают фиктивный народ и заявляют о фиктивных правах на Земле Израиля только для того, чтобы бороться с сионистским движением».
В отношении сделки с ХАМАС Смотрич занял более сдержанную позицию, чем его соратник по избирательному блоку. Хотя он критически отозвался о соглашении, но призвал к созданию более жестких условий для будущих переговоров вместо полного разрыва с коалицией. Смотрич готов смириться с процессом возвращения заложников в обмен на временное прекращение огня, но требует, чтобы не было второго этапа, который предусматривает полное прекращение войны. Лидер «Религиозного сионизма» считает, что Израиль должен одержать полную победу над ХАМАС и уничтожить группировку. По сравнению с демаршем Бен-Гвира его подход отражает стремление к балансированию между принципами и политической стабильностью.
На фоне демаршей ультраправых политиков в коридорах власти хедлайнеры «Молодежи холмов» проводят уличные акции неповиновения в Иерусалиме. Фото Reuters |
Представительство религиозных сионистов в Кнессете отсчитывается с 1956 года, но как направление политической и общественной мысли оно имеет более глубокие корни. Это направление ортодоксального модернизма в иудаизме создано в 1850 году раввином из Польши Цви-Гиршем Калишером, а затем в начале XX века разработано раввином Авраамом Ицхаком Куком.
В своем учении Кук отталкивается от концепции «диалога Бога с еврейским народом». Что требуется для «того, чтобы народ мог войти в полноценный диалог с Богом»? Раввин дает такой ответ: «Национальный организм, национальное тело, та или иная форма государства, без него диалог не может быть полноценным». Из этого следует, что сионизм и создание Государства Израиль возвращают еврейский народ в рамки полноценного общенационального диалога с Богом. «Само создание государства заставляет еврейский народ принимать решения и действовать как единое целое, и этим оживляется общенациональный диалог с Богом. Общенациональные действия создают общенациональную ответственность; и это не только продвигает народ и воспитывает его, но и дает возможность осознать «общенациональный уровень монотеизма» для того, чтобы дальше передавать его человечеству», – писал Кук.
Израильский раввин создал оригинальное, но отступающее от фундаменталистской ортодоксии теологическое учение, согласно которому кроме «исходного Откровения» на горе Синай, о котором говорится в Библии, есть еще и «текущее», продолжающееся откровение: «Бог не устранился из истории, Он продолжает говорить с еврейским народом и человечеством, и это Откровение проявляется в ходе развития всех аспектов культуры, науки, этики, общества, социума и государства».
Радикалы верны себе
Религиозный сионизм принимал в своей истории разные направления. Особняком стояли радикалы. В связи с этим следует выделить фигуру американского раввина Меира Давида Кахане (1932–1990). До 1971 года он жил в США, где создал «Лигу защиты евреев». Был убит в 1990 году. Некоторое время проживая в Израиле, основал там движение «Ках». В первой половине 1990-х годов оно было запрещено в еврейском государстве как экстремистское.
54 года назад вышла книга Кахане «Никогда больше!». Вот фрагмент книги: «Еврей обязан любить свой народ. Об этом забыли американские евреи, хранившие молчание в дни Катастрофы. Об этом забыли те, кто пытались избавиться от своей национальной сущности, чтобы стать настоящими американцами. Это понятие чуждо тем левым и либералам, которые готовы бороться за что угодно, но только не за интересы своего народа».
Хотя обе представленные в нынешнем Кнессете партии входят в один блок, у них есть важные различия. В области идеологии «Оцма иегудит» более радикальна в своей националистической риторике, тогда как «Религиозный сионизм» делает акцент на интеграции религиозных ценностей в общество и политику. Стиль лидерства тоже различается. Бен-Гвир ориентируется на резонансные действия и заявления, в то время как Смотрич предпочитает более системный подход.
В молодости Бен-Гвир принадлежал к «каханистам». Вот почему его поддерживают наиболее радикальные представители движения. И в этот раз вождя «Оцма йехудит» косвенно одобрили несистемные группировки, напав 20 января на палестинскую деревню на Западном берегу. В этот регион в ночь с 19 на 20 января отправили часть из освобожденных из израильских тюрем палестинских заключенных в рамках сделки. При нападении на деревню двое еврейских активистов получили тяжелые ранения при столкновении с израильским полицейским, который принял их за арабских террористов.
У правых радикалов есть разношерстные неформальные группировки, которые иногда обобщенно называют «Молодежью холмов». Действительно, это очень молодые и активные люди, жители поселений в нагорьях Иудеи и Самарии. Этих юношей несложно определить по внешнему виду: они носят на голове очень большие вязаные кипы и имеют ярко выраженные пышные пейсы.
Свыше 90% такой молодежи – жители еврейских форпостов, которые правительство Израиля считает незаконными и иногда сносит. Поэтому они настроены против официальных органов управления еврейскими поселениями на Западном берегу Иордана. Администрация президента США Джозефа Байдена на некоторое время вводила санкции против лидеров этих несистемных правых радикалов, однако официально пришедший 20 января к власти в Вашингтоне Дональд Трамп рестрикции тут же снял.
«Богобоязненные» в правой коалиции
Очень часто религиозных сионистов путают с фракциями в Кнессете харедимных, или ультраортодоксальных иудеев. Все это подается под общим наименованием «ультраортодоксальное правительство». Имеется в виду все же достаточно абстрактное понятие «право-религиозного» спектра израильской политики. Объединяет всех этих представителей только убеждение в важности религии для израильского общества и превалирование чаяний еврейского населения над общегражданскими ценностями.
Но у харедимных («богобоязненных») политиков совершенно особые интересы в правящей коалиции, иногда прямо противоречащие принципам религиозного сионизма. Идею начала мессианской эры в построении национального государства они считают ересью. При этом религиозные сионисты поддерживают службу в армии и активное участие в общественной и политической жизни Израиля. Отношение ультраортодоксов к военной службе весьма противоречивое. Большинство харедимной молодежи предпочитает укрываться от призыва за стенами йешив – духовных училищ. Уже не один месяц в Кнессете идут ожесточенные баталии по поводу нового закона о призыве, и в этом ультраортодоксы противостоят большинству депутатов Кнессета.
Ультраортодоксы ориентированы на соблюдение религиозного статус-кво, защиту интересов своих общин, включая финансирование йешив и освобождение от военной службы. Даже их официальные лидеры, во всем следующие советам духовных вождей, проявляют отстраненность от активной националистической политики.
Ключевые партии ультраортодоксов – «ШАС» и «Еврейство Торы» – чаще поддерживают прагматические решения в обмен на гарантии для своих общин. Ультраортодоксальные партии в основном воздержались от критики сделки. Для них вопрос безопасности менее значим, чем сохранение сотрудничества с правительством ради защиты интересов их общин.
При этом возвращение заложников соответствует религиозным установлениям о выкупе пленников, которые были подробно разработаны еще в Средние века. Талмуд называет обязанность вызволять евреев «великой заповедью». Правда, при этом запрещается платить непомерную цену, чтобы у злодеев не было искушения продолжать похищения ради выгоды. Таким образом, позиции религиозных националистов находят обоснование в тех авторитетных источниках, которые почитают и харедимы. Все дело в трактовке религиозных предписаний.
В случае с нынешним кризисом в Израиле споры вокруг соразмерной цены за освобождение похищенных ХАМАС сводятся к числу отпускаемых из тюрем палестинских заключенных, осужденных за терроризм. Скажем, при обмене первой группы из трех пленниц 19 января были отпущены на свободу 90 палестинцев, в том числе «с кровью на руках».
Партия «ШАС», представляющая верующих евреев – выходцев из стран Востока, определилась с позицией в конце 2024 года. Главный сефардский раввин Израиля (есть такая государственная должность) Давид Йосеф заявил, что ради спасения заложников можно отпустить даже заключенных-террористов. «Мой отец издал очень четкий религиозный указ о том, что можно и необходимо освобождать террористов, даже многих террористов, даже убийц с кровью на руках, освобождать их в обмен на заложников», – сказал он, апеллируя к постановлениям своего отца, раввина Овадьи Йосефа, который был основателем партии «ШАС». Формальный лидер этой политической организации Арье Дери в дни, когда в Израиль начали возвращаться заложники, побывал с ознакомительным визитом в Объединенных Арабских Эмиратах. Возможно, политик, родившийся в Марокко, ездил налаживать связи с арабским сообществом в контексте «Авраамовых соглашений».
В ультраортодоксальной партии «Яхадут ха-Тора», представляющей выходцев из стран Европы, тоже выступили в поддержку сделки по возвращению заложников.
В коалиции пока остаются все правые и религиозные фракции, кроме партии Бен-Гвира. Распад правительству еще не угрожает. Вместе с тем демарш «Оцма йегудит» отражает глубокие разногласия внутри праворелигиозного лагеря. Различия между партиями Бен-Гвира и Смотрича демонстрируют раскол между радикальной националистической позицией и более системным подходом религиозных сионистов. Ультраортодоксы, в свою очередь, продолжают оставаться прагматичными участниками израильской политики, сосредоточенными на защите своих общинных интересов. Эти процессы подчеркивают сложность и многослойность право-религиозного лагеря, а также его влияние на внутреннюю и внешнюю политику Израиля.
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать