0
1376
Газета Тенденции Печатная версия

17.09.2024 16:46:00

Стрельба с интервалом в полвека

Влияние мировых конфликтов на особую модель межрелигиозных отношений в Германии

Михаил Стрелец

Об авторе: Михаил Васильевич Стрелец – доктор исторических наук, профессор.

Тэги: германия, политика, антисемитизм, иудаизм, ислам, исламизм, палестина, хамас, терроризм, христианство, мусульмане, ангела меркель, церковь, католики, налог


германия, политика, антисемитизм, иудаизм, ислам, исламизм, палестина, хамас, терроризм, христианство, мусульмане, ангела меркель, церковь, католики, налог В мусульманских общинах ФРГ преобладают враждебные настроения по отношению к иудеям. Фото Reuters

5 сентября 1972 года палестинские террористы из организации «Черный сентябрь» убили 11 представителей израильской делегации, участвовавшей в летних Олимпийских играх, проходивших в Баварии, в городе Мюнхене. Именно 5 сентября 2024 года, в 52-ю годовщину теракта, в центре Мюнхена рядом с генеральным консульством Израиля произошла стрельба.

«По предварительным данным, нападавший, 18-летний гражданин Австрии, проживавший в районе Зальцбурга, открыл из старого ружья со штыком огонь по полицейским, охранявшим консульство. Ответным огнем он был смертельно ранен и вскоре скончался, никто из полицейских не пострадал. Der Spiegel, ссылаясь на источники в полиции, утверждает, что речь идет об известном в Австрии исламисте. МИД Израиля сообщил, что консульство было закрыто сегодня по случаю церемонии памяти израильских атлетов, убитых на мюнхенской Олимпиаде, и никто из персонала консульства не пострадал», – говорится в сообщении ТАСС.

Этот прискорбный факт следует рассматривать в контексте отношений между иудеями и мусульманами Германии на современном этапе.

Авраамовы соглашения по-немецки

В воскресенье, 24 июня 2018 года в Берлине иудеи и мусульмане организовали совместный пробег на тандемных велосипедах. Именно так они хотели обратить внимание властей, германского общества, во-первых, на рост антисемитских настроений, а также исламофобии, и, во-вторых, на истинные масштабы насилия, совершаемого на этой почве. Участники мероприятия были едины в опасениях по поводу миграции, категорическом неприятии подобной тенденции.

Участниками велопробега стали 50 человек. Они образовали 25 пар. В составе каждой пары – иудей и мусульманин, нередко раввин и имам. Это была явно не просто прогулка по берлинским улицам. Без всяких «но» и «если» демонстрировалось единство в борьбе против антисемитского и антимусульманского насилия.

Важно отметить, откуда начинали путь велосипедисты и где его заканчивали. Стартовая точка: Берлинский мемориал Холокоста, финальная – Бабельплац. Именно на Бабельплац нацисты организовали весной 1933 года сожжение 20 тыс. книг.

Главным организатором мероприятия выступил берлинский имам Эндер Цетин. Вот что он заявил журналистам: «Мы, имамы и раввины, должны быть примером. Объединившись с членами еврейской общины, мы посылаем сигнал мусульманской общине, что мы не потерпим антисемитизма». Он ехал на одном велосипеде с раввином Элиасом Дреем. Раввин, в свою очередь, выступил с призывом «не допустить, чтобы популисты разделили общество». Дрея и Цетина можно часто видеть в школах германской столицы. Духовные лидеры весьма увлекательно рассказывают подрастающему поколению о религиозной терпимости.

Иудей Петер Вальдманн и мусульманин Мустафа Чимшит – создатели еврейско-мусульманского образовательного проекта. Вот что услышали от них журналисты. Мустафа Чимшит заявил: «В 2019 году мы с Петером основали еврейско-мусульманскую образовательную организацию «Маймонид». Один из первых наших проектов называется «Смельчаки – вместе против антисемитизма и исламофобии». Мы готовим медиаторов для еврейских и мусульманских общин и учреждений. Они должны в числе прочего рассказывать о культуре памяти. Мы освещаем темные главы истории, специально фокусируясь на вопросах сотрудничества евреев и мусульман и роли этого сотрудничества для европейского просвещения».

Петер Вальдманн добавил: «В дополнение к «Смельчакам» мы работаем над другим проектом: в рамках «1700 лет еврейской жизни в Германии» мы хотим рассказывать нерассказанные истории. Потому что эти 1700 лет также сформированы отношениями между евреями в Германии и мусульманским миром».

Насколько типичны для германских мусульман взгляды Эндера Цетина и Мустафы Чимшита? К сожалению, в мусульманских общинах ФРГ преобладают враждебные настроения по отношению к иудеям. Конечно, градус напряжения не выглядит постоянным. Хорошо известно, что он резко возрос в связи с вторжением ХАМАС в Израиль 7 октября 2023 года.

Фактор ХАМАС

Обострение арабо-израильского конфликта вызвало эмоциональный накал в ФРГ. Мусульмане использовали эти события для беспрецедентной демонстрации враждебности в отношении евреев. Резко усилилось движение протеста против израильской политики. Мало протестующих, которые ведут себя на подобных демонстрациях вполне мирно, цивилизованно. Антисемитский расизм отмечается у абсолютного большинства демонстрантов.

С 7 по 15 октября 2023 года в ФРГ зафиксировано 202 антисемитских инцидента. Начнем с резкого противопоставления палестинского флага израильскому. Это происходило, например, на демонстрациях в Гельзенкирхене, Золлингене, Аахене.

Весьма кстати прозвучало заявление федерального президента Франка-Вальтера Штайнмайера: «Тот, кто сжигает на наших улицах флаги со звездой Давида и выкрикивает антисемитские лозунги, не только попирает свободу демонстраций, но и совершает преступные деяния, которые должны подвергаться преследованию».

Вопрос о флаге затронул и германские школы. Ученики-мусульмане не скрывали солидарность с организаторами и исполнителями операции 7 октября, открыто восхищались действиями ХАМАС. Прошло всего лишь два дня с начала операции, когда ученик берлинской гимназии имени Эрнста Аббе принес с собой палестинский флаг. 61-летний учитель попытался вырвать флаг у 15-летнего юноши. Ученик ударил учителя. Руководитель представительства ТАСС в ФРГ Вячеслав Филиппов пишет: «Инцидент свидетельствует о нынешней атмосфере в немецких школах в районах, населенных преимущественно мигрантами, прежде всего из мусульманских стран. Гимназия имени Аббе расположена на улице Зонненаллее в Нойкёльне, который как раз и считается среди берлинцев не совсем благополучным. Именно на Зонненаллее после обострения конфликта произошли пропалестинские акции, переросшие в беспорядки и столкновения участников с полицейскими, поджоги автомобилей. В еврейской общине на фоне случившегося начали поговаривать, что Газа стала новым районом Берлина, а в профсоюзе полиции и вовсе заявили о «религиозной войне», которая ведется на улицах города».

Все больше иудеев боятся появляться в религиозной одежде в мусульманских кварталах. Еврейские организации ставят вопрос об усилении охраны синагог, школ с преобладанием мигрантов.

А что же сделали власти? Было немало запретов пропалестинских демонстраций. В школьных учебниках стали более объективно освещать историю арабо-израильских войн. Планируется рассмотреть вопрос о специальных курсах для мигрантов, направленных на формирование веротерпимости. Усилена охрана школ и синагог.

5 сентября с.г., сразу после выстрелов в баварской столице, состоялся телефонный разговор Франка-Вальтера Штайнмайера с израильским президентом Ицхаком Герцогом. Оба президента считаются высокими моральными авторитетами в своих странах, ярыми поборниками цивилизованных этноконфессиональных отношений.

Конечно, такие контакты на высшем уровне объективно работают на улучшение отношений между иудеями и мусульманами в ФРГ. Но преодолеть вышеназванные проблемы может разве что революция в мировоззрении мусульман. А до нее еще далеко!

Важно также не повторять ошибок Ангелы Меркель. Экс-бундесканцлерин впустила в страну миллион мигрантов, не представляя себе все последствия этого шага. Практика показала, что именно из этого миллиона германское общество получило больше всего террористов и радикальных исламистов.

16-11-1480.jpg
Стрелявшим у консульства Израиля
в Мюнхене оказался 18-летний исламист,
гражданин Австрии. 
Кадр из новостного сюжета Bild
Германская модель

Межобщинный конфликт, который разворачивается сегодня на улицах немецких городов, стал большим испытанием для особой модели организации религиозной жизни и взаимоотношений общин и государства, которой гордится Германия. Эта модель и раньше проходила испытания, например, во время воссоединения ФРГ и ГДР в единую федерацию. Но тогда проблема была в большей степени связана с доминирующим в этих землях христианством.

3 октября 1990 года ГДР исчезла с политической карты мира. Но за 34 года после объединения наследие атеистического государства не исчезло. И теперь 68% восточных германцев позиционируют себя атеистами. Западная Германия никогда не была атеистическим государством, но всегда уважительно относилась как к верующим, так и к агностикам. Это же характерно и для нынешней объединенной Германии. Для удобства дальнейшего изложения воспользуемся терминологией публицистов. Они называют ФРГ 1949–1990 годов «старой ФРГ – Боннской республикой». Объединенная Германия в их публикациях называется «новой ФРГ – Берлинской республикой». Жители старой ФРГ на 85% верующие, на 15% атеисты.

Исторически сложилось так, что в Германии север протестантский, а юг – католический. Если принять всю массу верующих бундесбюргеров за 100%, то доля католиков составит 34%, протестантов – 32%. Замыкают лидирующую тройку мусульмане – 6%. Иудеи, православные, баптисты и другие протестантские деноминации, вместе взятые, составляют 2%. 26% населения – атеисты.

Говоря о юридической базе государственно-церковных отношений, следует указать на преемственность и обновление, сравнить Веймарскую конституцию с Основным законом ФРГ. Что больше всего бросается в глаза, когда начинаешь читать Веймарскую конституцию 1919 года? Перед нами первый опыт конституционного закрепления разделения церкви и государства в германской истории. Государственно-церковным отношениям были полностью посвящены статьи 136, 137, 138, 139, 141. Начнем со статьи 136. Религиозное вероисповедание перестало быть препятствием для получения гражданских прав, занятия публичных должностей.

Здесь уместно будет отметить, что отцом конституции, ее главным автором был еврей Хуго Пройс. Именно он войдет в историю как первый иудей, занявший министерский пост в общегерманском правительстве. Вторым евреем на таком посту оказался Вальтер Ратенау.

Явно навстречу настроениям бюргеров был сформулирован следующий пассаж: «Никто не обязан сообщать о своих религиозных убеждениях, а представители власти могут поинтересоваться религиозной принадлежностью гражданина только в случае переписи населения или в случае угрозы правам остальных граждан». Конечно, здесь вполне могут возникнуть вопросы со стороны компетентных органов, стремящихся к абсолютно точной статистике. Она в таких условиях невозможна. Согласно статье 137, в германское конституционно-правовое поле входил принцип отделения церкви от государства, в нем больше не находилось место для государственной церкви.

В статье заложен юридический базис под отношения по линии религиозные сообщества – государство. Главным становится строжайший учет действующего законодательства. Тогда и только тогда государство дает указанным организациям полный карт-бланш на предмет образования, управления, ведения делопроизводства.

При обращении к указанным сообществам авторы выделили из общего массива организации с правом лица публичного права. Эти организации автоматически получали такой статус, если имели его в конце существования кайзеровской Германии. Он был закреплен за главными конфессиями в Германии: католической и евангелической церквах. А если такого статуса перед Веймаром не было? Ответ авторов конституции таков: «Другим религиозным обществам должны быть предоставлены, по их ходатайству, такие же права, если по своему устройству и числу членов они дают гарантию длительного существования». В Конституции специально подчеркивается, что «религиозные сообщества не являются строго обязанными по закону, а лишь правоспособными».

23 мая 1949 года был принят Основной закон ФРГ. Поистине историческое значение имел факт подтверждения положений Веймарской конституции статьей 140 нового Основного закона.

В 2003 году тогдашние председатель Центрального совета евреев в Германии Пол Шпигель и федеральный канцлер Герхард Шрёдер скрепили своими подписями поистине уникальный договор. Федеральное правительство Германии впервые признало за еврейской общиной статус лица публичного права (ст. 1). Из первой статьи органически вытекала статья вторая, которая предусматривала обязательную ежегодную выплату общине суммы, равной 3 млн евро. В качестве субъекта выплаты был определен высший орган исполнительной и распорядительной власти в ФРГ. Главный побудительный мотив Шрёдера: искупить вину за причиненные еврейской общине страдания в годы правления нацистской клики.

Пока нет ни одной мусульманской организации в Берлинской республике, за которой федеральное правительство признало бы статус публичного лица. Причина: невыполнение определенных требований. Научный сотрудник Пермского филиала Института философии и права УрО РАН Альбина Михалёва отмечает: «На подобном положении дел сказывается, с одной стороны, нежелание к объединению в более крупные союзы отдельных частноправовых мусульманских организаций, которые отвергают концепцию центрального авторитета. С другой стороны, суннитский ислам игнорирует всякую церковную иерархию и признает право верующих на свободное следование тем или иным научным взглядам, что затрудняет выработку более жестких единых стандартов».

Преемственность касается и церковного налога. В Германии церкви финансируются так и таким образом, что можно говорить о специфике в масштабах всей Европы. Церковь поручает государству сбор церковного налога. Это делается только среди ее членов. Абсолютно все полученные таким образом средства передаются церквам. Правом сбора обладают только те религиозные общины, которые имеют статус лиц публичного права согласно ст. 140 ОЗ и ст. 137 Веймарской конституции, имеют соглашения о церковном налоге содействующих организаций или фондов. Они должны получить также признание постановлений со стороны компетентных министерств какой-либо федеральной земли.

Для бундесбюргеров речь идет о 7–8% от размера подоходного налога. Это небольшие деньги. Куда они направляются? Можно назвать самые разные позиции. Но наиболее часто встречаются три: детские сады, дома для престарелых, бесплатное предоставление верующим места на церковном кладбище.

Возможно, особенности организации отношений религий и государства, разные статусы общин и определение государственных льгот также служат основанием для межобщинных трений или хотя бы поводом для пропаганды нетерпимости, имеющей глубокие социальные, политические или психологические причины.

 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Депутатам позволили вмешаться в миграционную политику

Депутатам позволили вмешаться в миграционную политику

Иван Родин

Дарья Гармоненко

Спецкомиссия Госдумы под руководством Яровой защитит права и россиян, и приезжих

0
1060
Пашинян пережил очередную попытку госпереворота

Пашинян пережил очередную попытку госпереворота

Артур Аваков

Премьер-министр обвинил ОДКБ в создании угроз для Армении

0
1537
В Киеве готовы увеличить налоги задним числом

В Киеве готовы увеличить налоги задним числом

Наталья Приходко

Верховная рада утвердила рекордный рост дефицита

0
882
Грузия хочет занять в Евросоюзе место рядом с Венгрией

Грузия хочет занять в Евросоюзе место рядом с Венгрией

Артур Аваков

Санкции США не остановили «Мечту»

0
1252

Другие новости