0
14084
Газета Тенденции Печатная версия

20.08.2024 15:56:00

Набожные центристы Латинской Америки

Христианские демократы конкурируют с католиками-леваками, крайне правыми хунтами и прагматичными протестантами

Михаил Стрелец

Об авторе: Михаил Васильевич Стрелец – доктор исторических наук, профессор

Тэги: латинская америка, боливия, венесуэла, гватемала, костарика, перу, чили, эквадор, партии, политика, христиане, демократы, вера, ватикан, католицизм


латинская америка, боливия, венесуэла, гватемала, коста-рика, перу, чили, эквадор, партии, политика, христиане, демократы, вера, ватикан, католицизм Памятник Эдуардо Фрею Монтальве отсылает к славной для чилийской Христианско-демократической партии эпохе. Фото со страницы Христианско-демократической партии Чили в социальной сети Х

В Латинской Америке проживает вторая по численности (после Африки) часть христиан мира, поэтому неудивительно, что в политике региона заметную роль играют организации и движения, в основе которых положены идеи христианской демократии.

Сейчас насчитывается 34 христианско-демократических партий в 21 латиноамериканской стране. Все они ставят во главу угла утверждение демократии на принципах христианского гуманиз­ма, в рамках «коммунитарного общества». Вот география стран Латинской Америки, где христианские демократы входили в правительства в качестве правящих партий и в составе коалиций: Боли­вия, Венесуэла, Гватемала, Коста-Рика, Перу, Чили, Эквадор. Тамошние христианско-демократические партии – самые сильные в регионе.

Наиболее известна Христианско-демократическая партия (ХДП) Чили. Она появилась в чилийском политическом ландшафте 67 лет назад, становление и развитие организации связаны прежде всего с именем ее многолетнего председателя Эдуардо Фрея Монтальвы. Пройдет семь лет, и он покорит политический олимп, с 1964 по 1970 год будет занимать пост президента Чили. В 1965 году ХДП вышла победительницей парламентских выборов, набрав абсолютное большинство голосов. После этого пять лет существовало однопартийное правительство.

Администрация Фрея отметилась «чилизацией» меди. Поменяли собственника 51% шахт. Здесь перестали править бал американские компании Anaconda и Kennecott. В 1967 году Фрей дал зеленый свет праву крестьян объединяться в профсоюзы и проводить забастовки. Администрация решилась на экспроприацию части земель. Это создавало базис для разделения земельного массива между коллективными и семейными фермами. Намного лучше заработал механизм распределения доходов. Перестал быть проблемой доступ к образованию.

Фрей известен тем, что не изгонял сквоттеров, то есть бездомных, незаконно занявших пустующие жилища, из захваченных домов. Более того, создал внушительное количество подобных общин. У сквоттеров не было денег на строительство, ремонт или достройку домов. Президент помог деньгами и специалистами.

Ему не нравилось, что налогообложение носило фискальный характер. Президент был глубоко убежден, что начинать нужно со стимулирующей функции. Именно такой получилась осуществленная председателем ХДП налоговая реформа.

Большой резонанс имели инициированные Фреем изменения в конституцию Чили. Три новации были приняты абсолютным большинством парламентариев. Существенно расширялись полномочия главы государства. Право голоса получили чилийцы, для которых оказалось полностью неподъемным обучение грамоте. Когда Фрей стал изучать избирательное законодательство, то не нашел объяснения тому, что избирательный возраст начинается в 21 год. По его инициативе законодатели согласились снизить этот возраст до 18 лет.

Удачным было и президентство другого видного деятеля ХДП – Патрисио Эйлвина Асокара. Он находился на высшем государственном посту с 11 марта 1990 года по 11 марта 1994 года. При Эйлвине была образована Национальная комиссия по установлению истины и примирению. Ее возглавил опытнейший правовед Рауль Реттиг. Комиссии понадобился год, чтобы подготовить подробнейший отчет. Этот документ определяющим образом способствовал восстановлению национального единства и раскрытию основных механизмов нарушения прав человека в 1973–1990 годах, то есть в то время, когда страной правила пиночетовская хунта.

Позитивно можно оценить декрет президента, предусматривавший образование Координационного совета общественной безопасности. Когда возник вопрос о кандидатуре руководителя новой спецслужбы, Эйлвин принял полностью оправдавшее себя решение. Выбор пал на Марсельо Шиллинга. Последнему понадобилось несколько месяцев, чтобы выкорчевать ультралевое террористическое подполье.

Напомним, в Латинской Америке в 1960-е годы возникло и стало популярным такое левое и революционное течение христианской мысли, как «теология освобождения». Это учение не было поддержано Ватиканом, и христианские демократы соответственно во многом оппонировали религиозным левакам. Но при этом пытались разрешить те социальные противоречия, которые породили «теологию освобождения».

Эйлвин сумел поднять чилийскую экономику. Ежегодный рост в 7% был рекордным среди всех латиноамериканских экономик. Сбылась мечта как минимум миллиона граждан о выходе за черту бедности. Эта экономическая политика фигурирует в учебниках как «рост с участием капитала»: «Произошло значительное снижение инфляции (в два раза до 12,7%), безработица сократилась до 4,5%, а уровень сбережений не опускался ниже 24%, также наблюдался заметный приток иностранных инвестиций».

Именно при Эйлвине власть повернулась лицом к коренным народам. Появился целый блок нормативно-правовых актов, начался отсчет истории Национальной корпорации развития коренных народов (Conadi).

Заслуживает упоминания и Эдуардо Альфредо Хуан Бернардо Фрей Руис-Тагле. Сын Эдуардо Фрея Монтальвы, он был президентом Чили с 11 марта 1994 по 11 марта 2000 года. Активно продолжал политику Эйлвина.

Но вот уже 24 года ХДП никак не удается одержать победу на президентских выборах. Ныне партия переживает не лучшие времена.

78 лет входит в партийную систему Венесуэлы КОПЕЙ, или Социал-христианская партия. Она дважды побеждала на президентских выборах. КОПЕЙ брала на себя правительственную ответственность в 1969–1974 и 1979–1984 годах. Многие годы представлена в парламенте.

Имеет своих депутатов в гватемальском парламенте христианская политическая партия «Национальный союз надежды». Довольно продолжительное время правила Коста-Рикой Партия социал-христианского единства, имеющая все признаки христианской демократии. В Перу воспринимаются как серьезные величины Христианско-демократическая партия и Христианская народная партия, в Эквадоре – Социал-христианская партия.

Важный фактор, повлиявший на развитие христианской демократии в Латинской Америке, – изменение соотношения католиков и протестантов. На планете более 1,3 млрд католиков. Из них 35,4% приходится на Латинскую Америку. Речь идет о 59,7% религиозного населения континента. Но 19% латиноамериканцев – протестанты. 20 лет назад опросы показывали долю протестантских деноминаций в 10,1%. Теперь она возросла на 8,9%, в основном за счет Бразилии, Гондураса, Гватемалы, Никарагуа, Сальвадора, Пуэрто-Рико.

В последние годы отмечается увеличение числа коалиций между сугубо светскими партиями кандидатов в президенты и евангелическими церквами. Приведем примеры.

В кампании по выборам президента Мексики 2018 года среди кандидатов самые большие шансы были у лидера Движения национального возрождения (MORENA) Андреса Мануэля Лопеса Обрадора. К партии MORENA присоединились Партия труда (PT) и евангелическая Партия социальной солидарности (PES). В итоге получилась коалиция «Вместе мы сделаем историю». Коалиция победила. Неоценимое значение имела интеллектуальная подпитка избирательной кампании со стороны PES.

Президентские выборы в Венесуэле 2020 года. Главный кандидат – действующий президент Николас Мадуро. И опять победа, которая была достигнута при поддержке евангеликов. Последние получили от Мадуро все, что просили. А здесь и празднование Дня пастора, и появление в венесуэльском образовательном пространстве евангелического университета. Плюс пополнение евангелических церквей тысячами музыкальных инструментов.

Третий пример. Президентские выборы в Колумбии два года назад. Активно стремился стать главой государства Густаво Петро, имевший репутацию яркого публичного политика. Он провел интенсивные переговоры с пастором Альфредо Сааде. В состав участников движения Сааде вошло не менее 400 евангелических пасторов. И опять поддержка протестантов содействовала общей победе. Правда, не все евангелики были на стороне Петро. Последний не нашел общего языка с двумя евангелическими партиями: MIRA и Colombia Justa Libres.

Еще пример – постоянная поддержка евангеликами председателя Сандинистского фронта национального освобождения Даниэля Ортеги на выборах президента Никарагуа.

Коалиции протестантов с левыми наиболее распространены. И вот почему. Радха Саркар (кафедра политологии Йельского университета, США) пишет: «Учитывая, что консервативные партии Латинской Америки были прочно связаны с Католической церковью, протестанты всех мастей исторически сплотились вокруг либеральных партий и даже революционных правительств. Часто участников этих странных союзов объединяло желание ослабить влияние Католической церкви в обществе».

Вместе с тем евангелики никогда не отвергали союза с правыми. Они, например, поддержали чилийского диктатора Аугусто Пиночета. Они полагали, что после государственного переворота наступит полное религиозное равенство. Радха Саркар отмечает: «Участие евангеликов в латиноамериканской политике характеризуется жестким прагматизмом, которому служат союзы как с левыми, так и с правыми, в зависимости от исторического момента».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Борьба с приезжими увеличила нагрузку на систему

Борьба с приезжими увеличила нагрузку на систему

Екатерина Трифонова

Единая государственная политика в сфере миграции не просматривается

0
2910
Прямая линия и большая пресс-конференция Владимира Путина 2024 (ТЕКСТ и ВИДЕО)

Прямая линия и большая пресс-конференция Владимира Путина 2024 (ТЕКСТ и ВИДЕО)

0
5582
Илон Маск врывается в британскую политику

Илон Маск врывается в британскую политику

Данила Моисеев

Американский бизнесмен намерен спасти родину предков от "левого полицейского безумия"

0
3205
У Эрдогана хотят отнять победу над Асадом

У Эрдогана хотят отнять победу над Асадом

Игорь Субботин

Турецкая оппозиция борется за сирийскую повестку

0
3806

Другие новости