Участники «Раштрия Сваямсевак Сангх», одетые в особую униформу и вооруженные палками, маршируют по улицам индийских городов. Фото Reuters
Индуистская составляющая в политике Нью-Дели приобретает все более масштабный характер. Теперь уже не только истеблишмент определяет традиционалистскую повестку, но и бюрократия смыкается с инициативой снизу. Речь идет не просто о легитимации движения с неоднозначной репутацией, но и о вхождении его в число тех, кто осуществляет каждодневное управление Индией на разных уровнях власти.
Министерство кадров, государственных жалоб и пенсий (есть в стране такое ведомство) выпустило указ, который разрешает государственным служащим быть участниками организации под названием «Раштрия Сваямсевак Сангх» (РСС). Это название переводится как «Союз добровольных служителей нации» и представляет собой движение индусских националистов. Оно трижды запрещалось в истории независимой Индии, а премьер-министр Индира Ганди сравнивала индусских добровольцев с фашистами. Членов организации обвиняли в убийстве духовного и национального лидера страны Махатмы Ганди в 1948 году, что и послужило основанием для первого запрета.
Некоторые считают РСС боевым крылом правящей ныне «Бхаратия джаната парти» («Индийской народной партии»), от которой премьер-министром страны избран Нарендра Моди. Точнее, обе организации представляют собой родственные ответвления тех политических и общественных сил, которые выступают за превращение Индии в нацию, объединенную религией. В данном случае речь идет об индуизме. «Народники» придерживаются концепции «Хинду раштра», то есть индусского государства. Такое отождествление нации и религии называется «коммунализмом». Индусских националистов определяют общим понятием «хиндутва».
«Раштрия Сваямсевак Сангх» считается самой массовой некоммунистической организацией на планете. В Индии почти полтора миллиарда населения, из них 80% исповедуют индуизм. Кроме того, РСС и родственные им движения не ограничиваются индусской верой, но декларируют союз с так называемыми дхармическими религиями, прежде всего буддизмом и джайнизмом и отчасти сикхизмом. Так, на съезде РСС в Мумбаи в 1964 году присутствовали духовные лидеры разных индийских общин. Среди них были сикхский политик Мастер Тара Сингх и, по некоторым сообщениям, даже лидер тибетских буддистов далай-лама XIV Тензин Гьяцо. На съезде прозвучали предложения всем дхармическим религиям объединиться под общим именем индусов.
Миссионерские инициативы РСС и родственных им организаций затронули даже «русский вопрос». На съезде в Катманду в 1988 году участники одного из таких движений, «Вишва хинду паришад», якобы говорили о «возвращении» русских в лоно «родной веры», имея в виду индуизм ведических времен. Некоторые коммуналисты одно время играли словами, например, слово «Москва» производили от «мокши» (означает освобождение от «колеса сансары», то есть круговорота рождений и смертей), а «Россия» (через английское Russia, «Раша») будто бы означает «страна риши» (легендарных составителей вед). Все это происходило в период поздней перестройки и начала 1990-х годов, когда многим миссионерам из-за рубежа Россия представлялась духовной целиной. Впрочем, их усилия встретили яростный отпор «сектоборцев», на ресурсах которых коммуналисты индусского толка заняли «почетное» место важного идеологического противника.
В самой Индии коммуналистам противостоят прежде всего общины мусульман и христиан, на стороне которых – Индийский национальный конгресс (ИНК), вторая крупнейшая партия самой большой демократии мира, как называют Индию. Часть коммунистических партий поддерживают религиозные меньшинства, однако другие радикальные левые вступили в союз с «Индийской народной партией» и РСС.
После того как стало известно о фактической реабилитации РСС Министерством кадров, представитель ИНК Джейрам Рамеш выступил с резкой критикой этого решения. К нему присоединился президент Всеиндийского совета единства мусульман Асадуддин Оваиси. «Это противоречит целостности и единству Индии. Запрет на РСС существует из-за того, что они отказались принять конституцию, национальный флаг и государственный гимн. Каждый член РСС приносит клятву, которая ставит хиндутву выше нации. Ни один государственный служащий не может быть лоялен нации, если он является членом РСС», – написал исламский деятель в соцсети.
Мусульманам есть из-за чего негодовать. Именно с РСС связывают разрушение мечети Бабура в городе Айодхье на севере Индии. После этого организация была запрещена в третий раз (ранее в 1948 и 1975–1977 годах).
Мусульманское предание связывает мечеть Бабура с завоевателем из Средней Азии, чье нашествие на Индостан стало важной вехой в исламизации субконтинента. Индуисты же верят, что в этом городе родился Рама, одно из воплощений бога Вишну. В какой-то момент индусские националисты объявили, что место рождения Рамы находится именно там, где стояла мечеть Бабура, и свой молитвенный дом мусульманские завоеватели построили в XVI веке на руинах гораздо более древнего индуистского храма. Именно такую версию выдвинула «Вишва хинду паришад», о которой велась речь выше.
После разрушения мечети шли долгие споры, и в результате прихода к власти «Бхаратия джаната парти» на опустевшем участке стали возводить индуистский храм. В начале 2024 года он был освящен при участии Нарендры Моди (подробнее в «НГР» от 07.02.24). Воссоздание святилища было одним из его предвыборных обещаний. Таким образом, многие идеи правящей партии и ее боевого крыла воплощались задолго до нынешнего разрешения чиновникам состоять в РСС.
Впрочем, апологеты организации называют волонтеров-индуистов бескорыстными патриотами, которые на добровольных началах помогали индийской армии во время вооруженных конфликтов с Пакистаном и коммунистическим Китаем. Так из парий политической жизни колесо сансары возносит «Раштрия Сваямсевак Сангх» на вершину национальной политики.